Все публикацииПолитика

Жить по законам «страны пребывания». Что происходит в украинских организациях России

Я никогда не занимался украинскими организациями России, но тема – что происходит, закрываются они или нет, есть ли проблемы, какие и почему, заинтересовала.

Вячеслав ПиховшекВячеслав Пиховшек, публицист, постоянный автор Lb.ua
Жить по законам «страны пребывания». Что происходит в украинских организациях России
Фото: tsn.ua

Заинтересовала, поскольку вышла на международный уровень: Аскольд Лозинский, экс-председатель Украинского конгрессового комитета США (УККА), крупной организации украинской диаспоры в этой стране, высказался в том смысле, что «министерство иностранных дел с нынешним руководством Константином Грищенко, стало на сторону российского правительства в нынешнем споре России с проживающей там украинской общиной».

Для г-на Лозинского термин «украинский» всегда являлся этническим; а не гражданским измерением; ничто этого не изменит. Это заявление идеально вписывается в якобы «антиукраинскую политику» новой власти. Зная «симпатии» к ней г-на Лозинского, «совпадениям» удивляться не приходится. Заявление «Нашей Украины» Валентина Наливайченко от 21 февраля 2011 года, что «вместо защиты и поддержки украинцев нынешняя власть подыгрывает Кремлю» доказывает, что ситуацию уже используют. Есть смысл разобраться.

Я связался с рядом представителей госструктур Украины и России, и вот, что удалось выяснить.

История это длинная. Итак, полтора года назад, 19 августа 2009 года, российский Минюст сделал представление об устранении нарушений организацией под названием «Федеральная национально-культурная автономия украинцев России» (ФНКАУР). О каких нарушениях шла речь? Непредставление в органы власти РФ документов, а именно отчетов о деятельности, годовых бухгалтерских балансов за 2006-2008 годы, сведений о новом составе руководящих органов, о расходах.

Дата - 19 августа 2009 года - важна. 14 августа 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев на совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ Ангелой Меркель публично заявил, что «не видит перспектив восстановления отношений с Украиной при ее нынешнем руководстве».

Логична версия, что кто-то в России «ударил» по В.Ющенко, осознавая сакральность для него объединений этнических, а гражданских украинцев. Так это или не так, но история продолжалась. С августа 2009 года прошло более чем достаточно времени, чтобы нарушения устранить и об этом отчитаться. Чего не сделали, в связи с чем деятельность ФНКАУР была приостановлена Минюстом РФ до 12 января 2010 года. Это решение не было обжаловано руководством ФНКАУР в судебном порядке, и 24 ноября 2010 года было принято решение Верховного Суда РФ о ликвидации ФНКАУР. Почему ФНКАУР не судилась, мне неизвестно, но сейчас это уже не важно, эта организация ликвидирована.

Чуть по-другому, похоже, развивались события и с Объединением украинцев России (ОУР). Минюст РФ 14 сентября 2009 года потребовал от этой организации к 1 ноября 2009 года устранить нарушения в ее деятельности. При этом ОУР не оспорила в суде акт проверки, но и не отчиталась об исправлении недостатков. Распоряжением от 19 ноября 2009 года Минюст РФ приостановил деятельность ОУР до 2 мая 2010 года. Это решение опять не было обжаловано руководством Организации в суде, что стало основанием для иска Минюста РФ о ликвидации ОУР в судебном порядке.

Фото: tsn.ua

Из публичных заявлений лидеров ФНКАУР и ОУР не совсем понятно, почему они не предоставляли Минюсту РФ требуемые документы. Правда, 10 февраля 2011 года на сайте ОУР появилось сообщение, что «на заседании совета ОУР было принято решение об обращении в Министерство юстиции России с просьбой отозвать иск о ликвидации ОУР, дать возможность его руководящим органам сделать все надлежащее с точки зрения российского законодательства в упорядочении документации, подготовить и провести заседание высшего органа ОУР для внесения изменений в Устав». Это – фактически признание о непорядках в документации. Которые, надеюсь, устранят – без политики. Обращение к Минюсту РФ с просьбой отозвать иск о ликвидации ОУР мне не совсем понятно, так как 31 января 2010 года Верховный Суд РФ по заявлению российского Минюста прекратил рассмотрение иска о ликвидации ОУР. Мой собеседник в структурах украинской власти связывает это решение с деятельностью МИД под руководством К.Грищенко.

Можно ли считать претензии Минюста РФ чрезвычайными, политически мотивированными? Пожалуй, повторю, более всего логична версия о политическом НАЧАЛЕ этой истории и ее продолжение… в разгильдяйстве. Вот сравнительный анализ. Мой собеседник в российском Минюсте, отбрасывая любую политическую мотивировку, сказал, что на протяжении 2009 года органами юстиции РФ планово проверялись федеральные национально-культурные автономии армян и евреев, всероссийские общественные организации: "Союз таджиков России", "Всероссийский Азербайджанский Конгресс", "Российский еврейский конгресс", "Федерация еврейских общин России". По его словам, Российский еврейский конгресс, получивший аналогичные требования Минюста РФ, устранил недостатки.

Не совсем понятно будущее украинской библиотеки в Москве. Юридически она подчиняется муниципальному правительству Москвы и финансируется им, поэтому обеспечить дополнительное ее финансирование за счет госбюджета Украины нельзя. Это и объясняет, почему компьютеры от Арсения Яценюка (за что спасибо) принимать библиотека может, а деньги украинских налогоплательщиков – нет. Мне сказали, что в конце января в библиотеку возвратили читательские формуляры, изъятые ранее правоохранительными органами России, а вот некоторые издания – не вернули. По ним, как сказал один из моих собеседников, проводится психолого-лингвистическая экспертиза на предмет наличия ксенофобских материалов. Известно, что не вернули жесткие диски и сервера, материалы на них тоже в экспертизе.

Фото: newsukraine.com.ua

Здесь масса довольно деликатных моментов. Я не являюсь экспертом на тему: как долго в той или иной стране длится та или иная экспертиза. В разных странах разные материалы по разным причинам признают ксенофобскими или другими опасными для общества, например - расистскими. Не знаю, что в этой связи прописано в законодательстве Канады или Аргентины, где крупные украинские диаспоры. В Германии запрещено многое, связанное с нацизмом. Думаю, ношение формы «Нахтигаля» или СС «Галичины» могло бы вызвать вопросы правоохранителей. Допускаю, что по законам России могут интерпретировать как ксенофобию вот это место из книги Степана Бандеры «Перспективи української революції», раздел «З москалями нема спільної мови»: «ворогом був не тільки режим – царський, чи большевицький, не тільки державна і суспільна система, а сама московська нація, навіжена бісами імперіялізму». Была ли эта книга среди изъятых, или текст на сервере?

На самом деле у Украины – много диаспор. Есть почти 2-х миллионная в России. Много наших работает в Европе. В Италии - до полумиллиона украинцев, в Польше – 450 тысяч, в Испании – 250-т, в Чехии – 150 тысяч человек. Кроме того, Украину считают своей родиной, имея на это полное право, тысячи наших бывших сограждан, живущих по всему белому свету – русских, евреев, крымских татар.

У каждой из этих диаспор – свои интересы. У каждой из стран, где проживает диаспора, свои законы. И законы страны пребывания надо выполнять.

Тем, кто работает в России важно то, что местный парламент, Госдума, принял закон, согласно которому вводится платный патент для трудовых мигрантов стоимостью в 1000 рублей, со сроком действия от одного до трех месяцев с правом неоднократного продления в течение одного года. При выдаче разрешений на работу мигранты обязаны будут сдавать отпечатки пальцев. Нашим гражданам, крупнейшим работодателям которой является Российская Федерация, важно, чтобы применение этого закона не стало обстоятельством, которое усложнит их жизнь, дискриминирует. Свои проблемы – в украинских заробитчан в Чехии. Они оттуда в последнее время уезжают, стало трудно получить разрешение на работу, на их место приходят граждане стран Европейского Союза - словаки, болгары, поляки, румыны.

О чем все это? Власть, кто бы ее не осуществлял, обязана в своей работе учитывать все обстоятельства. И поэтому одним из приоритетов является то, чтобы независимо от того, кто осуществляет в Украине власть, Россия не вводила трудовые визы для наших сограждан.

С похожего понимания национальных интересов могли бы выходить и политические партии, и диаспора. Но если к «Нашей Украине», работающей на свой электорат, вопросов нет, то американская диаспора могла бы и по-другому думать тогда, когда Виктор Ющенко в свое время чуть ли не каждый день объявлял словесную войну России. Но разве УККА интересовало, как это отражается на наших заробитчанах в Москве, Тюмени, Сургуте?

Американская диаспора говорит, что хочет быть полезна Украине? УККА говорит, что он влиятелен? Что у него прямые выходы на конгрессменов? Что члены УККА – граждане США, составляющие значительное количество избирателей в нескольких штатах? Почему бы им не организовать кампанию по отмене визового режима для граждан Украины во стороны США? Для того, чтобы правительство США повлияло на своих партнеров в ЕС, чтобы они подписали с Украиной выгодное исторической родине соглашение о зоне свободной торговли? Есть чем заниматься.

Вячеслав ПиховшекВячеслав Пиховшек, публицист, постоянный автор Lb.ua