За 10 лет балканской войны Милошевич успел перессориться и перевоевать с абсолютно (!) всеми соседями своей родной Сербии. Может, за исключением Черногории. Первыми стали Словения и Хорватия, провозгласившие свою независимость от СФРЮ в один день, 25 июня 1991-го. Уже через день сербы ввели в Любляну войска, которым противостояла местная самооборона. Потери с обеих сторон составили 62 погибших и 328 раненых. Война длилась ровно 10 дней, после чего сербы признали независимость словенцев.
Следующей на очереди была Хорватия. На момент начала войны численность югославской народной армии (ЮНА) составляла 169 человек. 2 000 тысячи танков и 300 боевых самолетов. У хорватов были лишь подразделения полиции, которые первыми вступили в бой против ЮНА.
Отдыхая несколько лет назад в городке Трогир, в Средней Далмации, увидел на стене прибрежной пиццерии, прилегающей к моей гостинице, табличку с надписью на хорватском. «Что здесь написано?», - спросил я у официанта Иосифа, с которым за несколько дней отдыха уже успел подружиться. «Написано, что на этом месте летом 1991 года был сформирован батальон Национальной гвардии Хорватии», - ответил официант. «В этой гостинице?», - уточнил я. «Нет, в этой пиццерии», - добавил Иосиф. В апреле 1991-го хорватский президент Франьо Туджман подписал указ о создании Нацгвардии Хорватии, из которой впоследствии была сформирована армия республики. Первый батальон был собран уже в конце мая. А к ноябрю численность Нацгвардии составила 60 тысяч бойцов. Война хорватов с сербами длилась более четырех лет и унесла жизни более 20 тысяч человек, большинство из которых были гражданскими. В результате самоотверженные хорваты отстояли свою независимость.
Параллельно сербы воевали и в Боснии. В самой кровавой резне на Балканах погибли 33 тысячи мирных албанцев, 4 тысячи гражданских сербов и 2 тысячи безоружных хорватов. Потери военных составили более 50 тысяч убитых с трех сторон. Босния и Герцеговина отвоевала свою независимость. Позже ее с оружием в руках отстояли и македонцы с косовскими албанцами.
В 1999 году вместе с группой украинских журналистов автор этого материала был в Косово. В автономный край после продолжительных этнических чисток только вошли войска НАТО и взаимоотношения местных албанцев с сербами были, мягко говоря, враждебными. Официанты в кафе, слыша нашу украинско-русскую речь, всегда воинственно спрашивали: «Вы из России?». В ответ на «нет, из Украины» сразу расслаблялись и по-дружески улыбались. А один как-то переспросил: «А какие у вас отношения с русскими?». «Как у хорватов с сербами», - ответил мой коллега. После чего официант-албанец принес всей нашей большой компании по 50 граммов виноградной ракии за счет заведения.
Тогда это была просто шутка. Однако всего через 15 лет она, к сожалению, стала правдой.
А что же приключилось за эти годы со странами бывшей СФРЮ? Словения стала членом Европейского союза 1 мая 2004-го. Хорватия благополучно вошла в ЕС 1 июля 2013-го. Официальными кандидатами на членство в ЕС признаны Македония, Черногория и даже Сербия – после свержения своего горе-диктатора. Косово и Боснию Евросоюз называет потенциальными кандидатами.
Страны экс-Югославии живут спокойной европейской жизнью, с каждым годом наращивая объем ВВП и повышая социальные стандарты своих граждан. И только для одного гражданина бывшей СФРЮ вся эта история закончилась скоропостижно. Бывший президент, диктатор и военный преступник Слободан Милошевич 11 марта 2006 года умер в камере голландской тюрьмы. Пребывая под Гаагским международным трибуналом, который обвинял экс-правителя в преступлениях против человечества.
История Югославии сегодня страшна не для Украины и украинского народа, а персонально для другого европейского диктатора – Владимира Путина. А Россия, я уверен, рано или поздно повторит судьбу своего наилучшего балканского друга – Сербии. Став официальным кандидатом, а потом и членом ЕС. Только уже без Путина…