Европу, которая едва успокоилась после масштабных протестов, сопровождавших экономический кризис, охватили беспорядки. Митингуют в самом сердце Евросоюза - Бельгии.
Ответ бельгийцев на цветные революции - революция картофельная. Правда, задачу подданные королевства ставят прямо противоположную - не избавиться от старой власти, а получить, наконец, власть новую. Страна вот уже 249 дней живет без правительства. Мировой рекорд, который прежде принадлежал Ираку после оккупации теперь - достояние благополучной Бельгии.
Картофель подразумевается приготовленный во фритюре. Бельгийцы всерьез считают, что это они изобрели картошку-фри, а, следовательно, она и есть, по мнению студентов-организаторов акции, главный символ бельгийскости. После восьми месяцев тщетных попыток валлонских и фламандских политиков создать коалицию нужен хоть какой-то символ национального единства.
"Мы хотим показать, что наши политики ни десятки лет назад, ни сейчас не понимают, чего хочет народ, - говорит участник акции Мишель. - Народ не хочет разделения страны. У нас одна страна, один король, один флаг".
За время, что правительства нет, королевство не погрузилось в хаос. Министры, включая премьера, вот уже 8 месяцев работают, официально находясь в отставке, и даже смогли принять новый бюджет страны. Подданные исправно платят налоги, чиновники получают зарплаты. Но чувство, что чего-то не хватает, становится все сильнее.
"Мы все хотим государство, - отмечает студентка Орелль. - Это очень важно не только для нас, для студентов, а для всех. Мы думаем, что это самая важная вещь в Бельгии для всех сейчас. Без государства мы ничего не можем делать".
В Интернете, тем временем, желающих поставить воображаемую палатку у дома правительства набралось уже 150 тысяч человек - они требуют от политиков вернуть в бюджет все личные доходы за последний год - мол, не заработали. Звучат призывы и к совсем уж экстренным мерам: перенять опыт Кении, где когда-то жены политиков отказались от исполнения супружеского долга - до формирования кабинета.
"Сперва это был призыв только к женам министров, потому что во власти были только мужчины, но потом он распространился на всю страну, и правительство было сформировано в течение двух недель или около того, - рассказывает депутат бельгийского сената от Социалистической партии Марлен Теммерман. – Видите - как это эффективно!"
Не до шуток, правда, экономистам - политическая нестабильность понижает и без того не лучшие кредитные рейтинги страны. Но все переговорщики, которых за это время назначал король с целью урезонить политических оппонентов, заканчивали работу одинаково - подачей заявления об отставке. Очередной политик, которому доверили высокую миссию, должен отчитаться перед монархом через две недели.
Бельгия - родина не только картошки-фри, но и художника-сюрреалиста Рене Магритта, так что бельгийцы знают толк в абсурде. Абсурд нынешней политической ситуации, правда, может обойтись стране еще в несколько миллионов евро на проведение досрочных выборов, спустя всего год после предыдущих. У валлонцев и фламандцев в парламенте еще остается шанс договориться, но в это, похоже, уже никто не верит.