Ученые рассмотрели объекты в самой дальней галактике

Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO) измерили расстояние до самой далекой галактики и самого удаленного известного человеку объекта, который находится более чем в 13 миллиардах световых лет от Земли.

Впервые галактика UDFy-38135539 вместе с несколькими другими была обнаружена космическим телескопом Hubble в январе 2010 года. Ученые понимали, что расстояние до этих объектов составляет около 10 миллиардов световых лет, однако точно определить дистанцию средствами Hubble было нельзя. Астрономы наблюдали галактику в течение 16 часов, а затем потратили два месяца на изучение результатов.

Каждый раз, рассматривая в телескоп далекие галактики, астрономы получают возможность заглянуть в прошлое Вселенной. UDFy-38135539 позволяет увидеть, какой была Вселенная в «возрасте» всего 600 млн лет - это лишь 4% от теперешнего времени ее существования.

«Измерение самой далекой известной галактики само по себе потрясает, но польза для астрофизики от этого открытия еще значительнее, - утверждает доктор Николь Несвадба из Института астрофизики космоса в Париже. - Мы впервые точно знаем, что смотрим на одну из галактик, расчистивших туман, который наполнял молодую вселенную целиком».

Группа под руководством Мэтта Ленерта, сотрудника Парижской обсерватории, с помощью телескопа VLT (Very Large Telescope) смогла точно определить у одной из этих галактик - UDFy-38135539 - красное смещение, то есть сдвиг спектра в красную сторону, который зависит от расстояния до объекта. Ее красное смещение оказалось равным 8,5549.

«С помощью телескопа VLT мы подтвердили, что галактика, ранее зафиксированная Hubble, является самым далеким когда-либо идентифицированным объектом во Вселенной», - говорит Ленерт, слова которого приводятся в сообщении ESO.

Астрофизик Сергей Попов из Астрономического института имени Штернберга заявил в беседе с агентством, что до сих пор самым далеким известным объектом считалась гамма-вспышка с красным смещением 8,2.

«Это не просто самый далекий объект. Благодаря совместной работе телескопа Hubble (поиск галактик в так называемом «сверхглубоком поле») и больших телескопов ESO в Чили (получение спектров для подтверждения красного смещения) удалось «забраться» в принципиально важную область. Открылась возможность изучать самые первые галактики еще в период их формирования - ведь с момента начала расширения («Большого взрыва») к тому моменту прошло всего лишь около 600 миллионов лет», - сказал Попов.