ГоловнаСвіт

​Хозяин Москвы?

В московском Государственном историческом музее сейчас будто бы нарочно проходит выставка «Хозяин Москвы», посвященная 200-летнему юбилею генерал-губернатора первопрестольной, князя Владимира Андреевича Долгорукова.

​Хозяин Москвы?

Между тем в современной российской столице все эти дни тоже озабочены фигурой нового хозяина – Сергея Собянина, которого предложил утвердить мэром президент Дмитрий Медведев.

Может оказаться, что интерес к личности нового градоначальника является интересом преувеличенным, скорее ассоциирующимся с фигурой его предшественника Юрия Лужкова. Вот Лужков действительно был настоящим хозяином столицы. И князь Долгоруков был. И сталинский первый секретарь Московского комитета партии Никита Хрущев. И знаменитый первый секретарь Московского горкома партии брежневских времен Виктор Гришин. И его преемник Борис Ельцин…

Однако в долгой истории Москвы были и люди, которые никакими ее хозяевами и не были вовсе – так, случайными чиновниками во главе большого города.

Ну, кто сегодня помнит, например, преемника Ельцина на посту первого секретаря МГК КПСС Льва Зайкова, кто рискнет назвать его хозяином первопрестольной? Можно ли воспринимать в качестве хозяина города первого демократического мэра Москвы Гавриила Попова, которому наследовал Лужков? Да, умный харизматичный человек, фигура перестроечных времен – но не хозяин. Как-то не подходит к Попову это определение…

Каким мэром Москвы станет Сергей Собянин – зависит и от его личных качеств, и от развития закостеневшей российской политической системы путинских-медведевских времен, и от совпадения многих других обстоятельств. Прежде всего, нужно ответить на самый простой вопрос: чей человек Собянин? Ответ напрашивается: путинский, не медведевский. Но это слишком простой ответ.

Все дело в том, что вообще практически невозможно отыскать в российской политической элите «медведевских» людей. Вот кто это? Любой чиновник, даже работающий с Медведевым, на поверку оказывается либо путинским выдвиженцем, либо представителем какого-либо еще клана. Президент может, конечно, осерчав, снять Лужкова – но для того, чтобы получить Москву в полное свое распоряжение, у него нет никаких кадровых резервов. И быть не может, потому что сам Медведев – не столько «свой», сколько «семейный»: он ведь не выиграл свое президентство, а получил его по решению правящей олигархо-политической элиты и с благословения Путина.

Но утверждать, что Собянин – просто человек Путина – это тоже преувеличение. Собянин – человек системы, выстроенной окружением Бориса Ельцина в последние годы правления первого президента современной России. Перед этой системой он отличился так же, как и Путин. Когда ельцинский председатель ФСБ Путин расправлялся с неугодным «семье» генеральным прокурором России Юрием Скуратовым, решившимся при поддержке зарубежной юриспруденции разоблачить коррупцию в «первой семье» государства, Собянин – тогда всего лишь председатель парламента Ханты-Мансийского автономного округа – возглавлял в Совете Федерации комитет по конституционному законодательству, от которого во многом зависела отставка опального генпрокурора. Чиновники работали вместе – над одним заданием. И оба были вознаграждены: Путин – постом премьер-министра, а затем и президента России, а Собянин – вначале постом губернатора Тюменской области, а затем и главы администрации президента России. Многие поражаются, как это «непитерскому» Собянину удалось приблизиться на такое интимное расстояние к Путину, почему Путин забрал его вначале из Тюмени, а потом и из Кремля, сделав главой своего аппарата в Белом доме и вице-премьером. Но ничего удивительного в его карьере нет, так как он показал преданность главному российскому клану в один из критических для него моментов – и этим обеспечил себе блестящее будущее в выстроившейся под этот клан России. Так что сегодня Москву получает не Путин, ее получают все те же люди, с которыми Лужков в 1999 году боролся за власть и проиграл. А теперь, спустя 10 лет, он проиграл им еще и Москву.

Однако насколько удастся Собянину укрепиться в столице? Станет ли он гарантом капиталов людей из лужковского клана, которые сейчас, конечно же, будут искать нового покровителя в лице мэра, или же попытается распределить собственность и финансовые потоки в руки, на которые ему будет указано? Дело в том, что как и у любого «солдата семьи», как у того же Медведева, да и долгое время у Путина, у Собянина нет никакой команды – всем этим чиновникам разрешают забирать с собой разве что столоначальников. Так что даже когда они дослуживаются до генералов, рядом с ними не оказывается никого верного, никого своего. Команда Собянина – если она вообще была – так и осталась в Ханты-Мансийске и Тюмени, да и вряд ли бы эта команда справилась так просто с управлением с огромным деградирующим мегаполисом. Многое сейчас будет зависеть от того, насколько его командой станет лужковская гвардия, кого порекомендуют Собянину его могущественные покровители, сможет ли он стать «своим» для москвичей – в столице – это важно, потому что от ее политического спокойствия и готовности инертно относиться к власти в конечном счете зависит спокойствие всей России и прочность режима. Важно и другое: такой сильной политической фигурой, как Лужков, Собянин не будет – не так воспитан, не так инициативен, прошел другую школу. А это означает, что вряд ли он станет еще одним «вечным» мэром – Москва была и остается слишком лакомым куском для всех российских кланов и группировок, чтобы ею долго мог управлять просто чиновник, пусть даже и самый преданный.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram