Игорь Суркис возглавил «Динамо» 10-го июня 2002 года. Что было потом — все знают. 11 лет правления вылились в четыре года без чемпионства.
...Фил Коннорс проживал 2 февраля 34 раза. В конечном счете для него «день сурка» длился около 10 лет. Осенью 2012-го, спустя 10 лет, Игорь Суркис тоже мог «проснуться». Впрочем, он снова принял не то решение...
Олегу Блохину шанс принять «Динамо» выпал на похоронах его матери. «Скажу откровенно, находясь на ее похоронах, я подошел к отцу Олега Владимировича, Владимиру Ивановичу, и сказал: "Ваш сын будет тренировать «Динамо»", - вспоминал Суркис-младший.
Отбросим символизм. Интересно другое — как президент мотивировал свое решение. «Он это заслужил. Заслужил всей своей карьерой, причем не только будучи футболистом, но и тренером», - уточнил Игорь Михайлович.
Рууд Гуллит тоже был хорошим футболистом, и что с этого?
«Но ведь есть еще Олег Блохин — последний из могикан. Он говорил — все прошли, а я не прошел...», - еще один пример чудо-логики в исполнении президента «Динамо».
После поражения от «Шахтера» Суркис скажет: «Тренерской чехарды не допущу!». А вот это уже интересно. Всё правильно. Сколько же можно? Но когда изначально был выбран не тот рулевой, то подобная принципиальность может боком выйти. Собственно, и выходит.
Григорий Суркис — опытный, умный менеджер. Не весь в белом, конечно, но какой есть. Ну, он-то должен был понимать, что всё мастерство Блохина как тренера выражается в харизме и фарте. И когда сборная не смогла подтвердить свой мнимый класс уже в следующем отборе, по большому счету, всё стало ясно.
При этом Блохина звали в «Динамо» еще поздней осенью 2007-го, когда команда валилась в Лиге чемпионов и когда болельщик еще не был настолько апатичен и выражал своё негодование не только ногами.
Возможно, Григорий Михайлович и предупреждал брата. Возможно. Тот или уперся (Суркис-младший вообще не любит, когда ставится под сомнение его самостоятельность в управлении клубом), или увидел в Блохине воплощение своей розовой мечты. Теперь платит за это. Причем во всех смыслах.
Игорь Суркис сейчас является заложником своих же решений (какой миллионер хочет выглядеть несолидно, меняя тренеров едва ли не каждый год), а «Динамо» Киев является заложником его сентиментальности при выборе главного тренера. Ведь доверился же в очередной раз «хранителю конспектов», хотя как раз к Блохину это определение применительно меньше всего. Где конспекты, а где Блохин.
При этом оставить на посту тренера, в котором разочаровались футболисты, и который, похоже, разочаровался сам в себе (но возможно ли такое?) - свидетельство скорее не растерянности, а отсутствия реального сменщика. Он, напомним, должен быть из иностранцев (по Суркису).
Скорее всего, так и произойдет. Вопрос — а кто пойдет к такому президенту? - вторичен. Пойдут. Балканцев и африканцев раньше подписывали не из экономии — другие в Украину ехать просто отказывались. А сейчас, благодаря «фактору России», всё как-то полегче. И с тренерами тоже. Были бы деньги.
«Нужно сперва разрушить все старое, а затем идти через эксперименты к новым вершинам. Допустим, я к этому готов», - говорил Суркис-младший перед стартом сезона. Всё старое — блохины, алиевы, милевские — уже разрушено. Или почти разрушено (есть же Шовковский, Гусев). Самое время идти вперед.
Но фигура главного тренера — это лишь вершина айсберга. Есть же огромное количество деятелей, засевших в клубе. Проблема Игоря Суркиса в том, что в «Шахтере» сидят умные подлецы, а в «Динамо» - не очень умные и ленивые. И просыпаются они только тогда, когда появляется возможность «срубить бабла» на имени клуба.
«Динамо» даже не в состоянии качественно «отроллить» Донецк в ответ на троллинг Ахметова. Игорь Суркис формирует команду "управленцев", отталкиваясь от личной преданности, а не от их профессионализма. И в этом еще одна его ошибка.
И какой же это должен быть масштаб личности нового наставника, чтобы всё это холуйство и серость пересилить?! Большой, очень большой.
Пока Суркис не поменяет что-то в себе, День сурка в «Динамо» будет продолжаться.
P.S. Это даже хорошо, что у Эдуардо не дрогнула нога, а у Фонтанелло голова. Относительные успехи породили бы иллюзию движения вперед. И агония затянулась бы еще на один сезон. Впрочем, она пока еще не прервана...