Рафаэль Надаль всех обманул. Мы как-то привыкли уже, что Рафа не очень серьезно относится к Открытому чемпионату Австралии, делая основной упор на игровой отрезок, который начинается американскими «Мастерсами» и заканчивается, к слову, там же, в Америке - речь об US Open.
Надаль всего один раз триумфовал в Австралии - в 2009-м. К слову, именно после триумфа-2009 у Рафы начались проблемы со здоровьем и последующие турниры серии Grand Slam того года были для него потеряны. Внеся коррективы в приоритеты на сезон, испанец затем дважды вылетал на AusOpen уже в ¼ финала.
Чего-то подобного ожидали от него и на сей раз. Но чех Томаш Бердых оказался хоть и крепким малым, но недостаточно гибким в плане вариативности действий. С Федерером получилось с точностью до наоборот: игровое разнообразие - на высшем уровне (собственно, кто бы сомневался), физическая выносливость - в целом тоже (и это в 30 лет), а вот мощи откровенно не хватило. Рафа, как и в случае с Бердыхом, просто продавил оппонента.
На беду Роджера, его вечный конкурент оказался слишком хорошо готов физически к этому турниру. Да, это почти гарантирует, что на Итоговом турнире года обессиленный, изможденный Надаль будет снова разбит, но та, еще не написанная страничка их взаимоотношений, к Открытому чемпионату Австралии-2012 никакого отношения иметь не будет. Здесь и сейчас Рафа оказался сильнее.
Только если Федереру удавалось играть глубоко и одновременно мощно - у его соперника возникали проблемы. Хотя даже в 4-м сете Рафа носился по корту как угорелый. (Он даже в стартовой партии, еще не прогрев толком двигатель, не был так быстр).
Если же Роджер играл недостаточно глубоко, то Надаль тут же перехватывал инициативу и или втягивал швейцарца в длительные розыгрыши (под час которых Федерер весьма часто допускал невынужденные ошибки), или же прекрасно обводил соперника, если тот совершал неподготовленные выходы к сетке.
Безусловно, на счету Роджера в избытке «кошачьих» действий у сетки, откровенно гениальных ходов или роскошных, «выбивающих» ударов, но претворять все это в жизнь по мере накопления усталости становилось все тяжелее. А Рафа все никак не сбавлял обороты.
Это в первой партии, когда Федерер с брейком повел 4:1, практически не ошибаясь при этом, показалось, что Надаля ждет вторая подряд взбучка. Возможно, и сам Роджер поверил в это и.. как-то сразу сник. Это ведь так по-Федереровски: если нет сопротивления - дальше творить не интересно. Но Рафа сделал так, чтобы стало интересно даже Роджеру.
Он выиграл подачу соперника и больше не отдавал свою. На тай-брейке Роджер не отличался изысканной или бронебойной игрой на приеме (именно этим он на протяжении всего матча не отличался, почему-то), но разочек ему удалось отбить подачу Надаля под самую заднюю линию, и уже соперник пробил в аут - есть мини-брейк. Федерер повел 6:3, затем подпустил Рафу поближе, но в решающем розыгрыше «перетерпел» Надаля в игре на задней линии - соперник пробил в аут. В итоге - 7:6 (7:5).
А потом произошло нечто экстраординарное - Федерер, грамотно сыграв на приеме (не пытаясь принять «навылет», а максимально неудобно возвращая мяч на половину корта соперника) «под ноль» взял подачу Надаля. Подумалось даже: ну все, Рафа, твое дело табак. Но испанец сразу же переродился - тоже выиграл «под ноль» подачу соперника. В пятом гейме Рафа сделал еще один брейк, потом - еще один, а в итоге - 6:2.
В 7-м гейме (том самом, который советские комментаторы тенниса называли ключевым) третьей партии уже Федерер «брейканул». Но швейцарец снова тут же отдал свою подачу. Проблемы никуда не делись, и в 12-м гейме Надаль даже имел сетбол на подаче Федерера. Устоял Родж.
А на тай-брейке Рафа повел со счетом… 6:1. Федерер, как-то вмиг раскрепостившись, очень глубокими и весьма сильными ударами выиграл две подачи соперника, затем - две свои. И счет уже 6:5. Но Рафа все-таки не отдал своего - 7:5.
В четвертой партии Федерер повел 4:3 и имел «больше» на подаче соперника. Роджер ринулся в атаку с началом розыгрыша, но выбивающим обратным кроссом лишь немного угодил в «коридор». А могло быть 5:3…
И уже в следующем гейме Надаль, продолжая доставать «мертвые» мячи, сам сделал брейк и вышел подавать на матч. Но все же знают, что подача - не самое грозное оружие испанца. Вот и Роджер довел до игру до «DEUCE» и даже имел «больше».
...Как Рафа смог достать тот выбивающий удар с хаф-корта, пусть ответит он сам. Но мяч перелетев «свечкой» через всю площадку, приземлился точно в заднюю линию. Федерер вроде бы все контролировал, но, выполняя что-то среднее между подачей и смэшем, запустил мяч в боковой аут.
Спортивные биографы любят применять такой словесный прием в отношении Роджера: «это так потрясло его, что…» Дальше - по ситуации: ...впал в состояние грогги, прострации, погрузился в себя. Нет, Роджер никуда особо не уходил, он даже еще раз имел «больше». Но Рафа оказался слишком свежим для Роджа, слишком быстрым и выносливым.
Федерер проиграл решающее очко, в перестрелке отправив мяч в «задний» аут. У него было слишком много «невынужденных» в этот день. Но что поделать, если Рафа даже «верняковые» виннерсы Федерера превращал в свои.
В итоге - 6:7 (5:7), 6:2, 7:6 (7:5), 6:4 в пользу Надаля. Матч продолжался 3 часа 42 минуты.
Приводим статистику соперников (показатели Федерера - слева):
процент попадания первым мячом: 64% - 77%
эйсы: 11 - 4
двойные ошибки: 5 - 1
невынужденные ошибки: 63 - 34
виннерсы: 46 - 36
успешность выходов к сетке: 35 из 57 (61%) - 5 из 15 (33%)
Рафаэль Надаль в решающем матче сыграет с победителем битвы прошлогодних финалистов Джокович/Маррей. Немаловажно, что испанец будет иметь на один день отдыха больше, чем потенциальный соперник.
Также отметим, что Рафа гарантировал себе +840 очков в рейтинг. Если же Джокович вздумает проиграть Маррею, Новаку отминусуют 1280 баллов. Сейчас серба и испанца в рейтинге ATP разделяют 4 035 очков.
…А Роджеру Федереру, остающемуся самым техничным и гениальным теннисистом всех времен, остается ждать. Ждать, пока эти титаны силового как бы тенниса вымотают друг друга. И тогда брать их тепленькими в трехсетовых поединках. К сожалению, по-другому уже не получится.
Федерер в первом сете был в меру бесподобен