ГоловнаСпорт

​Формула 1 как локомотив мировой экономики

Вы никогда не задавались вопросом, какое спортивное событие в мире является самым популярным? На что философы и математики вместе (что является большой редкостью) логично ответят : «А по какому критерию будет вестись данный отбор?» Резонно.

​Формула 1 как локомотив мировой экономики
Фото: EPA/UPG

Это у инициатора организации современных Олимпийских игр и первого президента Международного олимпийского комитета барона Пьера де Кубертэна все было объективно просто. Недаром лозунг этой простоты вот уже на протяжении 115 лет является и лозунгом всего олимпийского движения – Citius, Altius, Fortius, что в переводе с латинского означает – быстрее, выше, сильнее.

И верно: для бегунов, лыжников, биатлонистов, велосипедистов, пловцов и т.д. главным, а вернее - единственным критерием является Citius, показанный при помощи секундомера; для всевозможных прыгунов (в длину, в высоту, с трамплина, с шестом) и для всевозможных толкателей (ядра, диска, копья, молота) единственный критерий – altius, измеренный при помощи сантиметровой рулетки.

Барон мог бы добавить в свой слоган protinus (т.е. "дальше"), но сочетание из 4-х слов выглядело бы несколько тяжеловато. И, наконец, для всевозможных тяжелоатлетов критерием являются Fortius (обычные килиграмовые весы). Игровые виды спорта мы пока опустим, да они и не были представлены на I Олимпийских играх современности. Но, повторюсь, это для определения объективных понятий - бег, прыжки, метание.

Фото: EPA/UPG

Каков же критерий для определения популярности – сугубо субъективного понятия? Ответ на удивление прост – это телеаудитория. Прямопропорциональная зависимость: чем больше собранная телеаудитория, тем популярнее считается событие. И по этому критерию безусловным лидером являются летние Олимпийские игры, которые собирают телеаудиторию в 1,5 млрд.человек; т.е. каждый пятый житель Земли смотрит это мероприятие. Не намного отстает по популярности чемпионат мира по футболу. Однако, здесь необходимо отметить, что вышеуказанные спортивные события проходят с периодичностью раз в четыре года. Иными словами – очень редко.

Но есть один вид спорта с телеаудиторией 650 млн. человек, которая собирается… раз в две недели!! Что же это за мега-медийный монстр? Это Формула 1. Каждые две недели на одном из четырех (Австралия, Азия, Америка и Европа) континентов проходит этап Гран-При в классе машин Формула 1. Чем же она так популярна?

Опущу более чем полувековую историю гонок (есть виды спорта с более древней историей: тот же английский футбол). Остановлюсь только на некоторых характеристиках болида Формулы 1. Начнем с динамических: ускорение от 0 до 100 км\час – 2,5 сек. (необходимая дистанция 35 метров); 0-200 км\час – 5 сек. (139 метров); 0-300 км\час – 9,1 сек. (379 метров). Экая невидаль, скажете вы. Ведь тот же дорожный серийный Porsce cayene turbo 4,8 разгоняется от 0 до 100 км\час за 4,7 сек., и никто с ума не сходит от такого показателя.

Фото: pubguys.com

И вот тут уместно сравнить рабочие объемы двигателей болида Ф1 и Porsche Cayenne turbo 4,8. У последнего, как нетрудно догадаться из названия, объем двигателя равняется 4,8 литров, что ровно в два раза больше, чем у болида Ф1! Да-да, у последнего объем равен всего 2,4 л. А теперь представьте, если это вообще возможно, ЗАЗ 968 или попросту «ушастый Запорожец», в двигатель которого (рабочий объем, напомним, 1,1 л.) каким-то образом втиснули 358 л.с.

Да, без нечистой силы здесь не обошлось, сказали бы вы: да эта мощь Запорожец разорвала бы, от него и колес не осталось бы. Верно. Но именно такую мощность (325 л.с.) на 1 литр рабочего объема имеет болид Формулы 1. И заметьте, без каких-либо искусственных нагнетателей типа турбин, которые имеются в уже упомянутом Porsche; чисто атмосферные двигатели.

А теперь представьте себе еще одну ситуацию. По Бориспольской трассе со скоростью 200 км\час едет черный Мерседес. Какое время и какой тормозной путь ему потребуется для полной остановки? Можно только спрогнозировать, т.к. подобные испытания автоконцерны для серийных автомобилей не проводят. А вот для болида Ф1 мы можем точно назвать цифры: для замедления с 200 до 0 км\час ему потребуется всего 1,9 сек! При этом тормозной путь будет равняться 53 метрам. Чтобы и дальше не перегружать техническими характеристиками, назовем последнюю любопытную деталь - колесо болида совершает 50 оборотов в секунду!

Вышеуказанные разгонно-тормозные характеристики говорят нам о том, что люди, которые управляют этими автомобилями, должны обладать сверхчеловеческими способностями и, главное, здоровьем. Фронтальные и боковые перегрузки нередко достигают 5G; а при перегрузке, равной 4G, вес гонщика увеличивается пропорционально величине перегрузки, т.е. в 4 раза! Таких интенсивных зон торможения (если говорить о фронтальных перегрузках) может быть несколько на каждой сертифицированной трассе Ф1. А каждая гонка состоит из 50-70 кругов; т.е. за одну гонку пилот Формулы 1 может 150-200 раз испытывать краткосрочные перегрузки от 3,5 до 5G.

Фото: EPA/UPG

При наличии такого их количества кровь постепенно начинает застаивается в конечностях, вызывая тем самым отток жидкости; в следствие чего увеличивается вязкость крови. Поскольку к мозгу не поступает достаточное количество кислорода, он утомляется, замедляет деятельность и побуждает сердце сокращаться чаще (во время гонки частота пульса гонщиков достигает 220 ударов в минуту, т.е. почти 4 удара в секунду!). При поперечных ускорениях так называемые наполненные ткани дополнительно обнаруживаются и в брюшной полости, вызывая нарушения периферического зрения и краткосрочную потерю сознания.

Ну и что, скажете вы: у летчиков, космонавтов перегрузки достигают 8-9G и они порой «слепнут» на долю секунды. Но, в отличие от тех же летчиков, перед которыми (в прямом смысле) бесконечность пространства, пилотам Формулы 1 необходимо контролировать каждый сантиметр дорожного полотна из-за вероятности аварии. А авария на скорости 330 км/час, мягко говоря, не приветствуется.

Формула 1 – это не только спорт и космические технологии. К такой же равной пропорции можно отнести и бизнес. Вернее, умопомрачительный бизнес. А как еще прикажете называть этот вид спорта, где бюджет отдельных команд (еще несколько лет назад) достигал $500-700 млн в год?! И это лишь для того, чтобы два болида (каждая команда имеет право выставлять только такое их количество на этап Гран-При) отгоняли 18-20 гонок в году. Таких расходов не нес даже Советский Союз при разработке своей космической программы в конце 50-х–нач. 60-х годов прошлого века.

В настоящее время на 24-х болидах (в чемпионате мира участвуют 12 команд) представлен 141(!) мировой бренд, начиная от Vodafone и Shell и заканчивая Red Bull. Кстати, стоимость инвестиций последней в две команды (собственно Red Bull и дочернюю команду Toro Rosso, что с итальянского также переводится как Красный Бык) в прошлом году составили $240 млн.

Однако, наивно думать, что Дитер Матешиц (австрийский миллиардер и совладелец концерна по производству энергетического напитка Red Bull) занимается альтруизмом. Это чистой воды выгодный бизнес, если вспомнить, какую телеаудиторию во всем мире собирает каждый этап Гран-При. Реклама Red Bull по телевидению во время гонки обошлась бы Матешицу в $360 млн., что на 120 млн. больше той суммы, которую австриец инвестирует в две команды и благодаря чему он бесплатно размещает любую рекламу на болидах своих команд (в данном случае, рекламируя бренд напитка).

Фото: EPA/UPG

Вот почему на место каждого ушедшего из гонок инвестора стоит очередь из потенциальных, стремящихся туда попасть. Когда финансовый кризис накрыл Королевский Банк Шотландии – RBS, на его место тут же пришел другой финансовый «коллектив» - крупнейший страховщик Испании Mutua Madrilena.

Но если любителю Формулы 1 задать один вопрос, а именно: из-за чего вы так любите этот вид спорта, все вышеизложенное будет иметь лишь косвенное значение. Потому что ответом будет – за звук, издаваемый болидом. Без преувеличения, такого на Земле мы не услышим нигде. И если бы мы не знали, что болид – это дело рук человеческих, можно было утверждать, что такой звук имеет неземное происхождение. Это волшебство, которое передать невозможно. Его нужно услышать самому.

Юрій ЖуковЮрій Жуков, незалежний експерт англійського футболу
LB.ua в соцмережах: