ГлавнаяСпортДругие

Чемпионат без чемпиона, или Чемпион без чемпионата

Сезон в «Формуле-1», с одной стороны, получился совершенно непредсказуемым, а с другой – почти лишенным интриги. Сезон, который начинался с полнейшего и абсолютного доминирования одной команды, явил чемпиона всего лишь за этап до своего окончания. Впрочем, триумфатором стал именно тот, кого в этой роли видели уже после первой гонки – пилот «Браун-Мерседес» Дженсон Баттон.

Чемпионат без чемпиона, или Чемпион без чемпионата
Фото: pressebox.de

А начиналось все для будущих чемпионов совсем не оптимистично. Японская корпорация «Хонда», содержавшая одноименную конюшню в «Формуле-1», после долгих раздумий решила покинуть Королевские гонки. Некоторое время говорилось о том, что «Хонда» вообще исчезнет, далее были разговоры о каких-то новых владельцах или спонсорах. Закончилось же все неожиданно – владельцем команды стал бывший наемный работник «Хонды» Росс Браун.

Уже в первом Гран-при сезона «Браун-Мерседес» продемонстрировала, что собирается не просто существовать, а жить на полную катушку. В Австралии всему автоспортивному миру открылись глаза на технический гений Брауна и компании. Налицо и хитрость, ведь экс-«Хонда» использовала существующие в регламенте лазейки.

Главным изобретением «Браун-Мерседес» стал задний диффузор оригинальной – двойной – конструкции. На руку команде был тот факт, что лидеры чемпионата-2008 «Макларен-Мерседес», «Феррари» и «БМВ Заубер» настолько увлеклись борьбой за титулы и призовые места, что упустили момент начала подготовки новых болидов. Все это привело к тому, что пелотон разделился на два лагеря – «диффузорные» команды (кроме «Браун-Мерседес», новинкой могли похвастать еще и «Тойота» с «Уильямсом») и обычные. Добавляло интриги еще одно нововведение – система рекуперации энергии (KERS). С этим устройством, обеспечивавшим на большинстве трасс преимущество в скорости на коротких прямых участках, вообще случилась анекдотическая история: все команды были готовы отложить его использование до 2010-го, но заартачилась «БМВ Заубер», поэтому пришлось оставить рекуперацию в регламенте. Но реально создали болиды, приспособленные к KERS, только три конюшни, а одна вообще быстренько отказалась от затеи. И это была как раз «БМВ Заубер»!

Сезон стартовал с уверенной поступи номинально первого пилота «Браун-Мерседес» Дженсона Баттона. «Номинально», потому как никаких заявлений о преимуществе англичанина над другим гонщиком команды, бразильцем Рубенсом Баррикелло, не было. Но у Рубиньо несколько раз возникали проблемы и вопросы к команде, особенно когда по ходу одной из гонок была изменена стратегия пит-стопов Баттона, и именно это принесло Дженсону победу над партнером. Баррикелло тогда даже бросил: «Если я узнаю, что это была та самая «командная тактика», тотчас же покину “Браун”». Обошлось.

Баттон же выиграл шесть из семи первых гонок и, согласно сумасбродному плану руководства Международной федерации автоспорта (ФИА), мог бы уже к середине сезона почивать на лаврах. План этот состоял в том, чтобы определять чемпиона не по набранным очкам, как это делалось всегда, а по количеству побед. Все это – якобы для увеличения зрелищности в каждой конкретной гонке, ведь, по задумке президента ФИА Макса Мосли, это способствовало бы не прагматичному набору очков, а борьбе за победы. Первоначально планировалось внедрить эту схему уже в сезоне-2009, но команды выступили против и идею перенесли на 2010-й. В итоге система «победитель – по гонкам» отложена в долгий ящик. И не в последнюю очередь из-за рывка Баттона, который наглядно продемонстрировал, что может произойти в чемпионате с новым регламентом.

Кроме того, в первой половине сезона главным камнем преткновения между командами, объединенными в ассоциацию ФОТА, и руководством ФИА и «Формулы-1» оказался регламент-2010, главной идеей которого стало ограничение бюджетов. Суть новшества заключается в разделении пелотона: все команды с ограниченными бюджетами получают фактически неограниченные технические возможности, а не пожелавшие урезать годичную смету ставятся в жесткие регламентные условия. Некоторые команды тут же заявили о своем неучастии в сезоне-2010, появились разговоры об альтернативном чемпионате. В итоге по ограничению бюджетов было принято половинчатое решение – в 2010-м любая команда может добровольно пойти на такой шаг. Пока что смельчаков не нашлось.

Вторая главная новость летнего кризиса в Ф1 – расширение пелотона в сезоне 2010-го до 13 команд. Новичками стали «Виргин», «USF1» и «Кампос», к которым позже присоединился «Лотус». Своим появлением клон легендарной конюшни Колина Чепмэна обязан неожиданному уходу из Больших призов «БМВ Заубер». Хотя на данный момент вопрос с бывшей немецко-швейцарской командой остается открытым – с финансовой составляющей вроде бы как разобрались, но до сих пор нет разрешения на участие в гонках от всех действующих конюшен «Формулы-1».

Во второй части сезона, когда команды подравнялись (в том числе благодаря внедрению двойного диффузора на большинстве болидов), воспряли духом «Макларен-Мерседес» и «Феррари». Правда, у итальянской конюшни воспрял один только Кими Райкконен, потому что Фелиппе Масса после аварии на квалификации Гран-при Великобритании (в его шлем на большой скорости угодила пружина с болида Рубенса Баррикелло) отправился на больничный. Он чудом остался жив – ведь за несколько недель до этого в «Формуле-2» гонщик погиб в еще более нелепой ситуации – столкнувшись с прыгавшим по трассе колесом…

Конкуренцию же Баттону попытались составить его партнер по команде и два пилота «Ред Булл» – Себастьян Феттель и Марк Уэббер. Опытный австралиец быстро выпал из борьбы, а вот Феттель вплоть до предпоследней гонки имел шансы на успех. Себастьяна можно назвать стратегическим победителем сезона-2009. Австрийская конюшня заметно прогрессирует, а талант немца виден невооруженным взглядом, посему именно это сочетание вскоре может стать чемпионским.

В новом сезоне, если, конечно, не случится кардинальных изменений, расслаивающих пелотон (а вот упразднение дозаправок на всех скажется одинаково), в числе лидеров можно ожидать обоих пилотов «Феррари» – Массу и Фернандо Алонсо, сменившего Райкконена. Наверняка вернет себе чемпионские амбиции «Макларен-Мерседес» с Льюисом Хэмилтоном и, возможно, Райкконеном. Уверенно прошагавший всю дистанцию «Ред Булл» захочет продолжить путь наверх. А вот «Браун-Мерседес» придется тяжело, ведь такой гандикап, как на старте сезона-2009, им вряд ли кто-то предоставит. А тут еще и Баттон во второй половине сезона выглядел обычным середняком.

Творец триумфа

Герой сезона-2009 – не чемпион мира Баттон и не юный талант Феттель, не ветеран Рубенс Баррикелло, чуть было не выигравший титул в почтенном как для Ф1 возрасте. Им по праву стал Росс Браун. Ведь именно он построил уникальный болид, не нарушив при этом регламентных норм. А ведь еще в 2008-м Браун аккуратно предложил соперникам внести в регламент необходимые уточнения, чтобы избежать разночтений: «Давайте поработаем над регламентом, иначе в следующем году вы за мной не угонитесь». Услышав эти слова от представителя «Хонды», все только ухмыльнулись. Но в 2009-м ухмылялся уже Браун. Вряд ли в ближайшем будущем Россу Брауну – без сомнения, гениальному конструктору (вспомните чемпионские «Бенеттон» и «Феррари» Шумахера, построенные как раз Россом) – удастся провернуть трюк еще раз. Но в том-то и гениальность, чтобы обставить конкурентов в самый подходящий для этого момент.