ГоловнаСуспільствоЖиття

"Померти в Росії", або Чому звільняються кримські лікарі

Интервью в Крыму теперь всегда слегка "шпионские". Анонимные встречи в "своих" кафе, никаких имен-фамилий. Эта встреча – не исключение. Наш собеседник – медик из Севастополя. Единственный из тех, кто решился поговорить с украинским журналистом в Крыму. LB.ua гарантировало ему анонимность, поэтому интервью выйдет без фото собеседника и без перечисления его регалий.

В целях безопасности журналиста, который пишет из Крыма под своим именем, в тексте не используются формулировки, которые могут создать проблемы на полуострове.

Интересно, что за несколько дней до выхода этого интервью Горздрав Севастополя запретил врачам общаться журналистами. В приказе ведомства, правда, речь идет о "подозрительных лицах", которые выведывают тайны местных больниц (документ по ссылке). Но понятно, о каких именно лицах идет речь.

Фото: http://news.sevas.com

Газеты (как местные, так и центральные) в последнее время часто пишут об ужасах медицины в Крыму. То "скорая" на вызов едет часами, то в госпитализации отказывают "острым" больным, то вместо бесплатных обследований прогоняют людей "по всем кругам растрат" в платных клиниках. Ходят слухи, что местные медики даже боятся ставить диагнозы, а просто назначают те лекарства, которые прописаны в приказах, и те анализы, которые может потянуть поликлиника. Это правда?

Да нет, никто ничего не боится. То, что направляют на платные анализы, – это правда. Проблема в том, что врачей и лаборантов катастрофически не хватает. Во 2-ой поликлинике, допустим, два терапевта осталось (вместо десяти – ред.). Они не успевают принять и направить к узким специалистам всех, кто обращается. Отсюда очереди. Люди, соответственно, жалуются.

Ведь люди приходят, а даже анализы сдать не могут в тот же день. А иногда и через неделю. Уже исходя из того, что учреждения не справляются, а анализы какие-то нужно делать вовремя, тогда пациентов отправляют в платные клиники. Но это делается в интересах больного в первую очередь. Врач это делает даже без всяких вознаграждений, просто чтобы ускорить процесс лечения. Нет в этом ничего предосудительного.

Правда ли, что в норме ситуации, когда человеку отказываются давать нужное лекарство, потому что по приказам для этого случая проходит другое? И что это даже приводило к летальным исходам?

По рассказам коллег, в одной из больниц города ребенку нужно было какое-то лекарство, которого не было. Врач посоветовал маме ребенка купить лекарство самостоятельно. Она пошла и купила его за свои деньги, а уже потом пожаловалась на врача в страховую компанию. После этого руководство заставило врача извиняться, хотя деньги эта мама так назад и не получила - только унизила специалиста. Просто люди "повелись" на то, что им говорят по телевизору. Мол, все хорошо в медицине, приходите. А на самом деле в реальности ничего не поменялось.

Стали больше жаловаться?

Стали жаловаться больше, потому что людям советуют жаловаться. При Украине такого не было, а сейчас людям говорят, даже внушают, что надо жаловаться, потому что якобы что-то от этого поменяется. Аргумент такой: власть якобы сделала все возможное, а саботаж идет на местах.

А это не так? Дело не в неграмотности специалистов или наплевательском отношении врачей, а в большой нагрузке?

Безусловно. Врачей меньше, чем положено по расчету на количество населения. Естественно, нагрузка выросла. Вместо того, чтобы посмотреть 10 человек, врач смотрит 40-50 человек. Вдумайтесь в эти цифры. Как можно думать о медицине, когда у тебя цейтнот? То же самое в лабораториях: они работают при повышенной нагрузке, лаборантов не хватает. Количество жителей в Севастополе за последние два года значительно выросло, а инфраструктура не поменялась.

Фото: Макс Левин

Из-за этого врачи увольняются?

Да, и чем больше увольняются, тем труднее работать. Вы же понимаете, что если должно работать 10 врачей, а 5 "убежали", то оставшиеся выполняют двойную работу. Плюс нововведения страховой медицины: море бумажной работы. Раньше не было страховых полисов, люди просто приходили, записывались их фамилии. Сейчас заполняются все бумаги, все это передается в страховую компанию, она компенсирует больнице средства. Можно, конечно, сказать, что документация бессмысленная, но с серьезной оговоркой. Это совершенно другая система в организационном плане, от этого никуда не денешься. Медсестры, например, процентов на 90 теперь заняты заполнением бумаг.

Разве высокие российские зарплаты не компенсируют врачам эти неудобства?

Я не знаю, сколько именно людей уволилось, сколько нанято, поэтому мне трудно судить. Я сам работаю тут два года и не знаю, сколько, например, врачей было еще 3-5 лет назад. Но факт остается фактом – сейчас медиков очень мало. Почему? Я слышал, что в тех же поликлиниках зарплаты не высокие – меньше 20 тысяч рублей (около 6300 гривен по нынешнему курсу, - ред.).

Но по сравнению с нынешними зарплатами украинских медиков это все равно заметно больше. Разве эта разница неощутима?

Цены съедают все, падение рубля съедает. При этом если у некоторых врачей зарплаты увеличились (и то не у всех), то у младшего медперсонала они больше не стали. Санитары получают по 10 тысяч при повышенной нагрузке (около 3100 гривен, – ред.)

А раньше медиков хватало?

Людей никогда не хватало. Просто сейчас эта ситуация усугубилась тем, что врачи уходят, а количество пациентов растет.

Откуда берутся новые пациенты?

Приезжают с материковой России работать, беженцев с Донбасса много.

Вы же работали раньше в украинской горбольнице?

Работал.

Давайте сравним. Страховая медицина – это плюс или минус по сравнению с украинской системой?

Я думаю, что больным и врачам она ничего не принесла. Почему? Потому что они ввели страховую медицину, а наложили ее на ту инфраструктуру, которая была. И все. То есть деньги по факту проходят мимо медицинского персонала. Больные как стояли в очереди, так и стоят. Только сейчас очереди ужасно выросли.

Очередь в детскую поликлинику горбольницы №2 в Севастополе, фото сделано в апреле 2015 года
Фото: http://infosevas.ru
Очередь в детскую поликлинику горбольницы №2 в Севастополе, фото сделано в апреле 2015 года

Я, в общем-то, никаких иллюзий и не питал. Как при Украине ничего не делалось, так и при России ничего не делается. Система фактически одинаковая: что в Украине, что в России медицина финансируется по остаточному принципу. Поэтому я и не почувствовал, что оказался в России. Вот пришли бы китайцы или японцы, или немцы, может, что-то и почувствовали бы.

А что с лекарствами?

В больнице какие-то лекарства есть, они бесплатные, но в ограниченном количестве и ассортименте. Вот есть только такие два антибиотика, а других нет...так что извините

А аппаратура?

Допустим, на нашем уровне я не вижу, чтобы что-то завезли. Что стояло, то и стоит. Может, где-то и завезли. Я предметно по отделениям не разговаривал, чтобы озвучивать статистику. Слышал, что где-то работать стало лучше, но это не массово. Чтобы пришли и спросили, какая аппаратура нам нужна, такого не было.

Говорят, что севастопольских и крымских врачей, которые работали при Украине, меняют на врачей с материковой России. Это правда? Много вообще стало заезжих специалистов?

Чтобы рядовых врачей выдавливали – такого нет. А руководство – да, полностью поменяли. Главврач первой горбольницы – приезжий, его зам – приезжий, руководство больниц и диспансеров тоже поменялось на россиян.

Стиль их работы отличается? Требования какие-то другие? Чувствуется, что Россия пришла?

На словах они могут говорить все, что угодно, мол, что есть улучшения. Но в практическом плане улучшений никаких нет. В плане нагрузки работать стало тяжелее. Ни организационных подвижек, ни оптимизации работы нет.

Что случилось со "скорыми"? Почему они по два-три часа едут на вызов?

Та же проблема: увеличилось количество людей, увеличилось количество вызовов, а количество бригад и машин не увеличилось.

Правда ли, что у них зарплаты по 5000 рублей в месяц (менее 1600 гривен, - ред.)?

Нет, это неправда. Начиналось у них все хорошо, сразу после ухода в Россию люди получали и по 40 тысяч (около 12,3 тыс. гривен по сегодняшнему курсу, – ред.) Кто-то умудрялся на две ставки работать, и по 60 тысяч получал (около 19 тыс. гривен, – ред.). Но с нового года сказка кончилась. Им очень серьезно уменьшили зарплаты. В "скорой" начали получать по 15 тысяч рублей (около 4700 гривен, – ред.). Сейчас вышли на 20 (около 6300 гривен, ред.). В зависимости от интенсивности.

Многие ли из медиков испытывали радость по поводу смены флагов в Севастополе?

Большинство. Может, процентов 90-95 были за Россию.

(От LB.ua: это не значит, что такая же ситуация была в других городах Крыма. Севастополь - самый пророссийский регион полуострова, где многие жители связаны с российским военным флотом. Бывший мэр Севастополя Виктор Семенов в 1996 году говорил, что в 450-тысячном городе проживают 110 тысяч человек, так или иначе связанных с российским флотом, - ред.)

На что они надеялись?

Они надеялись на высокие зарплаты – обещали по 40 тысяч (сейчас это 12,3 тыс. гривен, а до падения курса рубля было еще больше, - ред.). И на то, что Россия наведет порядок, финансирование увеличится. Люди в это верили.

Откуда они это взяли? Из телевизора или какие-то агитаторы приходили?

Местное телевидение, местные газеты – все на это работали. Даже листовки раздавали.

Многие ли разочаровались сейчас, после полутора лет работы по российским правилам?

Многие. Я, конечно, не знаю, насколько кардинально поменялось их мнение. Имею ввиду, как бы они проголосовали на референдуме сейчас, если бы можно было вернуть время вспять. Но то, что в той или иной степени разочаровано большинство, – это однозначно. Даже те, кто были решительно за Россию.

Многие крымские медики побывали на переподготовке на российском материке. Что они рассказывали – проблема в самом Крыму или в ситуации в медицине в России?

Система одна и та же. "Оптимизация" медицины везде. Москвичи говорят, что везде сокращают. Если люди раньше ходили у себя во дворе в поликлинику, то сейчас надо ехать куда-то в район, тратить больше времени. В поликлиниках тоже ерунда. Вплоть до того, что участковый должен сидеть на приеме не четыре, а восемь часов. Когда он на вызовы с таким графиком пойдет - непонятно. Медсестры у них сейчас с врачом не сидят – их садят в коридор в такую "будочку". Врач не выписывает лекарство, а передает сестре. Поэтому больные выходят от врача и становятся в еще одну очередь за рецептом. Понятно, что такая оптимизация не увеличивает доступность медицинской помощи.

Кстати, что касается курсов, коллеги рассказывали, что поездки на материк никто не финансировал. Все они оплатили сами, причем и проезд, и проживание, и питание. Влетело в копеечку.

Модной в Севастополе стала такая форма протеста как письма к Путину. Их севастопольские врачи накатали уже с десяток. Обращаются и к местным властям. Как думаете, удастся что-то поменять?

Конечно, нет. Как это может помочь, если в этих ребятах "наверху" причина всего? Рыба гниет с головы. А тут – гнилой хвост пишет гнилой голове о своих проблемах. Абсурд.

**

Вместо послесловия предлагаем вам посмотреть материалы местных севастопольских медиа. Вот репортаж местного телеканала, где местные жители возмущены тем, что новая российская власть подталкивает их к реализации популярной год назад у местных бабушек речевки "Хочу умереть в России". А вот статья с говорящим названием "На руинах советской медицины".

Однако материалы эти так же бесполезны, как и письма Путину. Реакция на такие публикации - проверки, которые... не находят никаких нарушений. Между тем список вакансий медработников в городском центре занятости уже длиной с десяток страниц, и с каждым месяцем вакансий все больше.

Олена СоколанОлена Соколан, журналістка з Криму
LB.ua в соцмережах: