Отношения между религиозными конфессиями в Украине всегда были толерантными и основанными на взаимном уважении, поэтому крупнейшие скандальные акции 2012 года с участием Pussy Riot и Femen заслужили осуждения в украинском обществе.
Об этом свидетельствуют данные социологического исследования «Региональная толерантность, ксенофобия и права человека в 2012 году», проведенного «Киевским международным институтом социологии (КМИС)» по заказу «Института прав человека, противодействия экстремизму и ксенофобии (IHRPEX)».
Так 48,4% респондентов однозначно осудили так называемый панк-молебен Pussy Riot в Храме Христа Спасителя в Москве. 32,9% опрошенных ничего не слышали об этой акции. 9,1% имеют противоречивое отношение к ней. 8,8% затруднились с оценкой. 0,8% - высказались одобрительно.
Еще более негативная оценка наблюдается в отношении акции, организованной движением Femen в поддержку активисток Pussy Riot, когда был спилен крест на Поклонной горе в Киеве. 61% опрошенных осудили эту акцию. 22,5% ничего о ней не слышали. 8,6% отнеслись неоднозначно. 6,9% затруднились с ответом. 1% респондентов выступили с одобрением действий Femen. Наиболее толерантное отношение к акции Femen продемонстрировали молодые люди до 30 лет, особенно студенты-мужчины.
По словам основателя IHRPEX Александра Фельдмана, в случае с Femen украинская власть и украинское православное духовенство избрали более мудрую линию поведения, чем их российские коллеги, в результате чего участницы движения Femen не стали «жертвами» в глазах общества и оказались без моральной поддержки. Любые попытки повторение подобных акций в будущем, скорее всего, будут еще более негативно восприняты украинским обществом, а жесткая реакция на них со стороны органов правопорядка, наверняка будет одобрена в обществе – считает Фельдман.
Исследование «Региональная толерантность, ксенофобия и права человека в 2012 году» проведено «Киевским международным институтом социологии (КМИС)» по заказу «Института прав человека, противодействия экстремизму и ксенофобии (IHRPEX)». Опрос проводился методом личного интервью в 110 населенных пунктах. Опрошено 2048 респондентов старше 18 лет. Ошибка выборки не превышает 2,2%.