В 10.39.36 командир самолета президента Польши произнес: "Шасси, закрылки выпущены, польский 101 (борт президента)".
Ответ диспетчера в Смоленске в 10:39:37: "Полоса свободна".
В 10.40.06 включился сигнал предупреждения TAWS - Terrain Ahead.
В10.40.42 прозвучал сигнал опасности TAWS - Pull up, Pull up. После этого самолет продолжил снижение.
В 10.40.49 второй пилот сообщил, что заход на посадку проходит "в норме".
Система TAWS продолжала давать сигнал опасности (10:40:51).
Диспетчер в Смоленске в 10.40.54 предупредил борт президента: "Контроль высоты, горизонт".
В 10.40.55 штурман "20" (высота 20 метров от земли). В этот момент вместе с TAWS заработали еще две системы, предупреждающие о столкновении с землей - Автоматическая бортовая система управления и Ближняя приводная радиостанция с маркером.
В 10.40.59 - "шум от столкновения с лесным массивом", затем голос российского диспетчера: "Уход на второй круг!"
В 10.41.02 - слышен крик неустановленного лица в кабине пилота (нецензурно, по-польски), после чего в 10.41.05 самописцы перестали фиксировать сообщения.
Сегодня стенограммы прокомментировал секретарь Национального авиационного совета Польши Томаш Хипки. По его словам, стенограмма практически исключает версию о том, что катастрофа произошла из-за неисправности самолета.
"В стенограмме нет сюрпризов, экипаж заходил на посадку, все говорит о том, что самолет был исправен, правильно работали система раннего предупреждения приближения к земле TAWS и высотомер", - так прокомментировал Хипки записи телеканалу TVN24.
По его словам, выпуск закрылков, шасси и включение фар, о чем говорят стенограммы, подтверждает то, что экипаж шел на посадку.
В стенограмме нет сюрпризов, экипаж заходил на посадку, все говорит о том, что самолет был исправен, правильно работали система раннего предупреждения приближения к земле TAWS и высотомер" - Хипки
Напомним, польский правительственный самолет ТУ-154 разбился под Смоленском 10 апреля. На борту самолета был президент Польши Лех Качиньский. Польский лидер вместе с официальной делегацией летел в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа. В результате авиакатастрофы не выжил никто.