Городской председатель отвечает за доставшееся в наследство от СССР ЖКХ, протекающие трубы, транспортные пробки, обеды в школах, наличие «Тамифлю» в больнице, проведение новогодних утренников для детей-инвалидов и еще несметное число сфер. Отвечает перед дотошными проверяющими из областной администрации, перед налоговой и КРУ, перед Кабмином и министрами.
В рамках свободы слова газеты разного уровня постоянно печатают оплаченную конкурентами из противоборствующих партий критику. Не жалея слов, провинциальные политики клеймят позором бургомистра, ставят ему в вину то возведение памятника, то снос ветхих зданий, то открытие магазина, то долгострой торгового центра. Резко выступают принципиальные борцы за народное счастье на сессиях городского совета, не давая чиновнику ни на секунду расслабиться.
Зарплату, сравнимую с уровнем дохода этого градоначальника, получают в Киеве молодые юристы, бухгалтеры, свадебные фотографы, продавцы бытовой техники и карточек пополнения счета. Конферансье средней руки заработает 5 тыс. грн за пару недель, риелтор может получить такое вознаграждение за одну сделку.
Чтобы выиграть выборы на пост мэра в этом городе, только на наружную рекламу нужно потратить не меньше нескольких своих будущих месячных окладов. Плюс выступать в течение месяца-двух в любую погоду на улице и в залах, оплачивая их аренду, вложить деньги в обустройство чего-нибудь в городе, подарить школе компьютеры, а старушкам – лекарства. Нужно набрать команду для работы на избирательных участках и оплатить ее услуги. Каждое утро и каждый вечер нужно хорошо выглядеть, не позволять себе лишних ста граммов, видеть семью только мельком, за секунду до падения на подушку от усталости.
В награду за это – неимоверная ответственность, постоянное нервное напряжение, подножки от конкурентов, борьба с кризисом и «свиным» гриппом и зарплата чуть больше $600. Интересно, долго ли продержится совесть человека на такой должности, когда он не сможет себе позволить не только машину в кредит, но и куклу Barbie для дочери или билет на гастроли московского театра для жены? Человека, который вынужден общаться с крупными инвесторами или коллегами из европейских стран в ресторане, заказывая минералку и ссылаясь на сытость. Который должен приходить на работу в хорошем костюме, каждый день меняя деталь в одежде. Который обязан поддерживать разговор, когда цитируют современных и классических писателей и обсуждают кинофильмы.
В своих предвыборных программах кандидаты на должность президента прописали очень серьезные шаги по борьбе с коррупцией. Тимошенко уже составила список людей, которым не поздоровится после ее возможной инаугурации. Ющенко и Яценюк планируют создать специальный орган, следящий за чистотой рук. При этом Арсений Петрович грозит введением пожизненного заключения для чиновника за взятку, а Олег Тягнибок хотел бы расстреливать за нанесение ущерба государству нечистоплотными функционерами. Жесткий Анатолий Гриценко также говорит о неотвратимости наказания за коррупционные деяния.
Каждый из этих людей сделал официальный взнос в 2,5 млн. грн за право баллотироваться в президенты, тратит десятки миллионов гривен, чтобы занять наивысшую государственную должность. Должность, официальная оплата за работу на которой не покроет даже работы волонтеров в агитационных палатках перед выборами.
Получается, что любой чиновник – от завотделом в маленьком городе до президента или премьер-министра – просто вынужден покрывать свои расходы с помощью различных не предусмотренных его должностными инструкциями действий. Мэр Киева откровенно насмехается над избирателями и антикоррупционными органами, назначая себе зарплату в 1 грн за работу в кресле, за право попасть в которое он официально выложил из собственного кармана почти полмиллиона гривен. И это только официально.
Шаг, который явно напрашивается, – введение высокой, адекватной ответственности и соблазнам зарплаты для госчиновников. Такой, чтобы оклад мэра был сравним с доходом топ-менеджера крупной компании, а главы обладминистрации или министра – с зарплатой вице-президента корпорации национального масштаба. Только после этого жесткие действия по пресечению взяточничества и других коррупционных действий станут действенными и оправданными. Тогда ради большого официального дохода градоначальники и губернаторы сами будут бороться за прозрачность всех операций. Да и работодатель – община – будет предъявлять обоснованно высокие требования к выбираемому менеджеру.