ГоловнаСуспільствоЖиття

Крымские опера. Хроники суперубойного отдела

Провал милицейской операции в селе Мирном вполне может взорвать и без того шаткий межнациональный мир в Крыму.

Крымские опера. Хроники суперубойного отдела

Драма с ошибочным ночным штурмом группой спецназа МВД «Беркут» дома семьи Хаировых на прошлых выходных – из разряда тех, что способны не только перечеркнуть все маломальские успехи правоохранителей на полуострове и не только активизировать политическое давление на министра внутренних дел Юрия Луценко. Провал милицейской операции в селе Мирном вполне может взорвать и без того шаткий межнациональный мир в Крыму.

Во всяком случае, Секретариат президента устами пресс-секретаря Ирины Ванниковой уже непрозрачно намекнул главному милиционеру на добровольную отставку и потребовал компенсаций пострадавшей семье. Сам Луценко дал понять, что уходить с поста не собирается, а ущерб семье Хаировых возместит из личных средств на пару с начальником крымской милиции Ильичевым. Прокуратура Симферопольского района уже возбудила уголовное дело по ч.3 ст. 365 УК Украины (превышение служебных полномочий, повлекшее тяжкие последствия – от 7 до 10 лет лишения свободы). Меджлис расценил инцидент в Мирном как спланированную провокацию и акцию устрашения крымских татар.

Очевидно одно – признанием своих ошибок и публичными извинениями эта история вряд ли закончится. Слишком удобный повод и чересчур много желающих использовать эту ситуацию в своих политических целях. А они могут быть самыми разными. На самом деле то, что произошло под Симферополем, является проявлением вопиющего непрофессионализма правоохранителей.

Если верить озвученной МВД информации, картина вырисовывается следующая. Оперативники Симферопольского райотдела разыскивали (и, кстати, разыскивают до сих пор) по подозрению в тяжких преступлениях особо опасного преступника – ранее судимого 49-летнего мужчину. За неделю до инцидента со штурмом, а именно 15 февраля он, угрожая обрезом охотничьего ружья, выкрал 23-летнюю дочь своей бывшей сожительницы и стал требовать деньги за ее освобождение.

Оперативники бросились по следу. Участковый инспектор милиции в Мирном получил оперативную информацию о том, что подозреваемый находится в одном из домов села. Поскольку преступник был вооружен, было принято решение задействовать для силового проникновения в дом группу милицейского спецназа «Беркут». Войдя в полной боевой экипировке во двор, бойцы столкнулись с вышедшим на улицу молодым мужчиной, который с криком бросился в дом. Поскольку в руках у него находился некий предмет, идентифицированный спецназовцами как обрез ружья, и поскольку убегавший крикнул что-то вроде «Вали!», расцененное бойцами в качестве прямой угрозы удерживаемой заложнице, то сомнений не осталось вовсе. Далее началось классическое «маски-шоу»: штурмовой группой были применены спецсредства – светошумовые гранаты, предназначенные для оглушения и ослепления противника.

По какой-то нелепости хозяин дома Мустафа Хаиров решил выбросить одну из таких «игрушек», но не успел – она разорвалась прямо в руках. Только после всего этого командир операции понял, что «Беркут» просто… ошибся адресом. Не туда зашли попросту. Вооруженного особо опасного преступника не нашли. Похищенную им заложницу тоже. И неизвестно когда найдут.

А вот кисть руки Мустафе Хаирову пришлось ампутировать в больнице. Там же находится и его сын Эйваз с сотрясением мозга – при силовом задержании спецназ МВД никогда особо не церемонится.

Теперь милицейские комиссии устанавливают, как такое могло произойти. То ли оперативники получили неправильные данные на адрес, то ли «беркутята» в темноте попросту перепутали дом. То ли осведомители ошиблись, то ли сознательно ввели сыщиков в заблуждение.

Все было бы не настолько серьезно, если бы накануне в автономии не произошло несколько событий, так или иначе провоцировавших напряженность. Накалилась обстановка вокруг скандальных татарских самозахватов на улице Балаклавской в Симферополе: Меджлис предупредил о готовящейся силовой операции в этой конфликтной точке.

Потом на полуостров начали стягивать дополнительные подразделения МВД – всего около 2,5 тыс. человек личного состава милиции и внутренних войск. Как оказалось – для плановых учений по антитеррору и противодействию агрессивным массовым беспорядкам, в частности, освобождению блокированных автодорог и самовольно захваченных объектов. Естественно, Меджлис расценил все эти события как очевидные акции устрашения. И тут такой печальный финал – «маски-шоу» в Мирном.

Кстати, начальнику крымской милиции Николаю Ильичеву до последних событий удавалось находить общий язык с лидерами Меджлиса. Во многом именно их позиция и привела к назначению в Крым Ильичева, сменившего генерала Могилева – сторонника жесткой позиции в борьбе с самозахватами.

Кстати, Анатолий Могилев в прошлом году через суд восстановился в должности, хотя решение суда, естественно, никто выполнять и не собирался. А вот кандидатура Николая Ильичева не была, вопреки Конституции Крыма, согласована с Верховным Советом автономии. И ее руководство считает нелегитимным начальника крымской милиции. При таких политических раскладах любая искра способна взорвать ситуацию на полуострове. А такая яркая, как от светошумовой гранаты «Терен-7», ошибочно примененной милицейским спецназом против невинных людей, и подавно.

Артем ШевченкоАртем Шевченко, військовослужбовець, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram