Все острие пропагандистской атаки вначале было направлено на Юлию Тимошенко, как на наиболее вероятного победителя президентских выборов. Вот, это Путин специально устроил бучу в Крыму, а потом Тимошенко поедет и обо всем с ним договорится и будет миротворицей. Вот, ее ставленники Турчинов и Яценюк специально не отвоевывают Крым обратно, чтобы дать Тимошенко возможность поехать, договориться и стать миротворицей. Когда Крым был аннексирован и никто никуда не поехал, та же заезженная пластинка начала было использоваться уже на юго-восточную тему, но куда с меньшим энтузиазмом, потому что реальным победителем выборов стал выглядеть Петр Порошенко. И тогда...
И тогда появилась новая гениальная идея – что Путин все это устраивает исключительно для того, чтобы «утопить» Тимошенко и сделать президентом Порошенко, у которого бизнес в России, а раз бизнес – то он будет у Путина на крючке, потому что Путин не даст ему возможности получать прибыть от российских предприятий или хотя бы их продать.
Размышления людей, получающих среднестатистические доходы, об амбициях и интенциях тех, для кого власть и общественное признание стали самостоятельной ценностью, всегда грешат искренним непониманием мотивов. Но на этот раз к этому непониманию мотивов собственных политиков добавилось и очевидное нежелание уяснить, что Путину совершенно все равно, кто там будет президентом Украины – потому что российский лидер вообще не относится – и никогда не относился к Украинскому государству как к субъекту. Для него Украина – это всего лишь территория, которую необходимо освоить с помощью спецопераций или военного вмешательства. И поэтому думать, что Янукович был для Путина «своим» - серьезная ошибка.
Янукович в своем упорном нежелании понимать, как устроен окружающий мир, упрямстве и жадности был просто удобен для Кремля, потому что не только не мешал осваивать Украину, но и подготавливал все условия для окончательного краха ее государственности и перехода возомнившей себя государством территории под руку «белого царя». И в этом смысле любой новый украинский президент интересен Кремлю только тем, как быстро он одумается и начнет движение в нужном направлении – то есть к подчинению территории Украины Владимиру Путину и его ближайшему окружению. В том, что одумается, что никуда не денется в Москве практически ни у кого сомнений нет. И мы можем сколь угодно долго удивляться такой направленности российской мысли, но других идей в головах людей, управляющих сегодня Россией не было отродясь – и уже не будет.
Поэтому от Порошенко в российской столице ожидают одного – благоразумия. Как ожидали бы его от Тимошенко и любого другого победителя выборов главы Украинского государства. Благоразумие заключается в капитуляции – потому что никакой другой модели взаимоотношений с руководством соседней страны в России даже не рассматривают. Капитуляция – это российское представление о компромиссе. Мне не раз приходилось писать в годы правления Виктора Януковича, что после Харькова у него не осталось никакой платформы для компромисса с Путиным и единственной возможной платформой стала капитуляция – что и произошло после отказа бывшего президента от европейской интеграции. Вот такой капитуляции и ожидают от Порошенко – признание аннексии Крыма, федерализация страны, особый статус Донбасса, газ без учета “харьковской” скидки, отказ от НАТО даже как от перспективы…Нет – будут дестабилизировать ситуацию столько, сколько смогут – но так, чтобы не нарваться на западные секторальные санкции, которые могут, в конечном счете, обрушить российскую экономику и режим. И благоразумия от Путина ожидать не стоит – он уже перешел ту красную линию, за которой было благоразумие.
Что же в такой ситуации делать новому президенту Украины? А ничего особенного. Тоже не жить в мире иллюзий относительно того, что он сможет договориться с российским коллегой. Выстраивать “холодный мир” с агрессором. Закрывать границу. Укреплять спецслужбы и армию. Избавляться от российских диверсантов на востоке и от российских агентов в украинской политической, предпринимательской, общественной, журналистской элите. Становиться главой воюющего, находящегося под постоянным прицелом потенциального агрессора государства. И одновременно быть умелым дипломатом, выстраивая диалог с Москвой при международном посредничестве, инициируя не только санкции по отношению к оккупанту, но и многосторонние конференции, расследования преступлений в проблемных регионах, выработку общих принципов сдерживания российской военщины. И при этом усиливать гуманитарную составляющую, сохраняя Украину в роли привлекательной альтернативы и ориентира для той – пусть пока еще не многочисленной – части российского общества, которая оказалась не затронутой шовинистическим помешательством и способна в будущем оздоровить и вылечить свою страну – что в интересах не только самой России, но и ее соседей. Собственно, не такие уж сложные задачи – но выполнение каждой из них требует поистине титанических усилий. И в этом и Петр Порошенко, и его команда должны отдавать себе отчет.