ГоловнаПолітика

Російський шанс

В этой статье я хотел бы написать о тех, о ком говорят крайне редко – и кого пытаются понять еще реже. О русских Украины. Многие из них сегодня на Майдане, немало и тех, кто воспринимает протестное движение в стране сквозь призму официальной пропаганды и российских государственных СМИ. И все же этих людей, вне зависимости от их политических взглядов и ценностей, объединяет то, что они – представители большого народа, живущего в соседней с Украиной стране.

Фото: Арсен Аваков

Когда мы говорим о русских – подразумеваем именно Россию. В Украине принято говорить, как правило, о русскоязычных, включая в это вязкое определение людей разных национальностей и культурных традиций. И все же не будем забывать о тех отличиях, которые существуют между русскими Украины и теми же русскоязычными украинцами. Последние говорят на своеобразном наречии русского языка, к тому же не воспринимая его литературную форму в качестве языка родного.

Они русскоязычны, как правило, во втором, максимум – в третьем поколении. Им чужды русские культурные и бытовые традиции, они еще могут воспринять «как своих» Гоголя или Булгакова, но Тургенев или Чехов – это для них уже очень далекая литература, в застолье – какими бы ни были их политические взгляды и ориентация на Восток или Запад – они после первой же рюмки запевают «Ти ж мене підманула» – а русских народных песен они и не знают вовсе, никто их не учил. Русские Украины – один народ, а русскоязычные украинцы – часть другого. Тем не менее, когда в Москве говорят о «защите соотечественников», то подразумевают именно «русскоязычных», но никак не русских. И Партия Регионов защищает именно русскоязычных, а никак не русских. А отдельные ее политики, которым как будто бы «поручены» русские, воспринимают их исключительно как часть советского имперского этноса – и в этом смысле больших русофобов, чем Олег Царев или Вадим Колесниченко, в мире, пожалуй, не сыскать. Больший русофоб – разве что Путин.

Да, конечно Путин. Потому что именно Путин на долгие десятилетия лишил великий народ, которым ему выпала честь руководить, исторической перспективы. Именно Путин превратил Россию в энергетический придаток Запада. Именно Путин пытается вычеркнуть русских из современности, превращая их бытие в праздник замшелого лицемерия. Именно Путин своей неофеодальной экономической политикой на Кавказе, коррупцией и воровством в стране размывает и уничтожает русское культурное и бытовое пространство. Именно при Путине Российское государство вновь стало врагом русской интеллигенции и спонсором разнообразных мерзавцев, выдающих себя за защитников русского народа – а на самом деле методично вытаптывающих то, чем могла бы гордиться Россия. Именно при Путине Российская Федерация вновь превратилась в ту Русофобскую Федерацию, которой она была все советское время.

Но то – в России. А вот у русских Украины появился благодаря Майдану исторический шанс – вместе с украинцами построить новую цивилизованную европейскую страну, которая будет с уважением относиться к ним, как к гражданам, а не как к дойным коровам. В которой можно будет говорить о современных нравственных, культурных и политических ценностях. В которой слова «русский» и «подданный Путина» не будут оскорбительными синонимами.

Фото: andruwkaaa.livejournal.com

Когда Украина станет частью Европы, вместе с ее гражданами разных национальностей европейцами станут и украинские русские. И, по-моему, это прекрасно – что европейцами будут миллионы людей, воспринимающих русскую культуру и русский язык как часть цивилизации именно этого большого континента, гордящегося Чайковским и Чеховым и презирающим авторитарных правителей, которыми так гордится Русофобская федерация Путина. Когда-то, в начале 90-х, кто-то из моих коллег в Москве писал об Украине как о «еще одном русском государстве». Конечно, Украина – никакое не русское государство, но это государство, способное предоставить исторические возможности миллионам русских, которым посчастливилось оказаться вне России Путина. И которые могут стать для этой России Путина впечатляющим цивилизационным примером будущего успеха.

Это одно из обстоятельств, которое заставляет российское руководство делать все, чтобы не отпустить Украину из орбиты криминально-коррупционного «совка». И одно из обстоятельств, позволяющих уверенно говорить, что место русских Украины – на Майдане и рядом с Майданом. И что любой русский человек, думающий о достойном будущем русского народа в Украине и самой России должен не развешивать уши, когда слышит подлую пропаганду о «фашистах» и «врагах России», а сочувствовать протестному движению. Конечно, в этом протестном движении – разные люди, но главное, чего все они хотят – чтобы власть их уважала и чтобы главным был человек, а не властитель. Не того ли все эти столетия хотели люди, спасавшие честь России и воспринимавшиеся ее недалекими правителями с неизменной ненавистью – Чаадаев, Герцен, Лев Толстой, Сахаров?

Именно поэтому украинский Майдан – это еще и настоящий русский шанс.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram