Темой сегодняшнего дня был, несомненно, саммит «Украина-ЕС», проведенный в Брюсселе. Европа приоткрыла дверь для Украины и частично посвятила в свои планы. О евроинтеграции сегодня и говорили в студии «Свободы слова».
Начали телепрограмму традиционные мнения экспертов по поводу ситуации.
Александр Сушко: в начале каждого года есть желание, чтобы он стал решающим. В этом году такая возможность действительно есть, но закрадывается сомнение, чтобы в конце года мы так и не остались с сомнениями.
Кость Бондаренко: я оптимист и думаю, что СА будет подписано. Эту ситуацию характеризует выражение: «Медлить некогда, позади Москва».
Владимир Фесенко: даже если Соглашение будет подписано, вопрос о направлении внешней политике не исчезнет.
На связь со студией вышел посол Украины в ЕС Константин Елисеев. Он рассказал, на какой конкретный прогресс со стороны Украины ожидает Евросоюз.
«Саммит стал важным событием с точки зрения возобновления диалога с ЕС и задал ему правильную траекторию. Соглашение еще для нас не в кармане. Для подписания мало желания Украины, нужно еще согласие всех стран ЕС и Европарламента. Мы сегодня согласовали те критерии, которые позволят подписать СА на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе», - отметил посол.
Отвечая на вопрос о поставленных к Украине требованиях, он отметил: «Не говориться об ультиматумах, а о критериях, по которым нужно достичь прогресса, и есть четкие временные рамки – до мая».
«Это заявление – это четкая дорожная карта, которая должна принести нас к подписанию СА осенью. И это задание не только власти, но всей страны», - отметил Елисеев.
После этого ответа пришел черед экспертных вопросов. Прежде всего, гостей ток-шоу заинтересовало, есть ли у украинских политиков, на случай неудачи, план «Б».
«Плана «Б» не существует. Мы настроенные подписать соглашение на саммите в Вильнюсе. Относительно преград, то здесь многое зависит от скоординированной работы всех веток украинской власти», - отметил посол.
Кроме того, эксперты спросили Елисеева, насколько ощутимым было российское лобби на саммите?
«Конечно, сейчас происходят дискуссии, но я не хотел бы говорить о российском лобби… Но мне приятно, что есть и украинское лобби в евроструктурах, которое поддерживает евроинтеграцию Украины», - ответил представитель Украины в Евросоюзе.
На завершение телемоста у посла спросили, какую часть обязательств будет выполнить легче – политическую или экономическую?
«СА - это комплексный документ, в котором объято 28 секторов. По моему мнению, очень серьезный вызов – это подготовка к имплементации договора о ЗСТ», - отметил Елисеев и признал что главным в отношениях с ЕС является на сегодняшний день экономическое сотрудничество.
«Подписание СА – это сигнал инвесторам, что Украина будет придерживаться европейских норм во всех отраслях», - резюмировал Елисеев.
После этого состоялось еще одно прямое включение, на этот раз был телемост с Германией, на связь вышел политолог Александр Рар.
Иностранный эксперт рассказал о том, как отреагировали на саммит «Украина-ЕС» в Германии.
"В самой Европе на этот саммит не обратили должное внимание. Госпожа Меркель ведет переговоры в Турции по продвижению ее в ЕС. В Италии проходят выборы. Но все равно саммит в Брюсселе комментируют, но таким образом, что Украина по прежнему имеет две альтернативы: быть с Ес и забыть о России, или двигаться в сторону Востока и тогда забыть об ассоциированном статусе с Евросоюзом. ... О каком-то существенном историческом прорыве никак нельзя. Но с другой стороны, саммит не провалился, это тоже очень важно. И я думаю, все взоры будут брошены на ноябрь этого года, когда состоится саммит в Литве", - рассказал Рар.
Эксперты поинтересовались у западного коллеги, какой была реакция России на исход сегодняшнего саммита.
«На Украину давит и ЕС; по моему мнению, это неправильно и жестко. Так же действует и Россия. Я думаю, что это неправильно. Думаю, что эксперты могут разработать схему, найти лазейки, чтобы Украина могла быть «и там, и здесь», - предположил Рар.
Еще один важный вопрос касался того, сможет ли Европа закрыть глаза на политзаключенных в Украине.
По мнению Рара, только Польша и еще некоторые страны поддерживают эту идею, но «вся остальная Европа понимает, что Украина вступает не только в экономический союз, но и должна улучшать демократические ценности».
Кроме того, говоря о газотранспортной системе, политолог отметил, что «газовый консорциум – это выход» для Украины.
Поинтересовались у Рара также и о прагматических интересах Запада.
«Конечно, сегодня никто сегодня не говорит о вхождении Украины, ЕС занят решением многих проблем, в том числе, в Греции. Но перспектива- 2030 или может быть даже 2020 реальна. Я бы не рассматривал Украину сейчас только как буферное государство», - отметил он.
Рар рассказал также о кредите, выданном Украине: «Это не первый кредит, он для того, чтобы улучшить макроэкономический климат. Сейчас с МВФ ведутся переговоры о еще большем кредите на реформирование газового консорциума, который предоставил Украине возможность сотрудничать с Европой и Западом. Деньги в Европе еще есть, и никто не хочет, чтобы украинская экономика ухудшалась».
После завершения телемоста в Германией перешли к дискуссии и выступлениям в студии. На это раз на программу пришел журналист и член «Батькивщины» Николай Княжицкий.
Он начал свое выступление высказыванием о Юлии Тимошенко: «Заявления Тимошенко говорят о том, что она будущее Украины ценит больше, чем свое здоровье и жизнь». При этом Княжицкий одобрил проевропейскую политику Януковича.
«Наше европейское будущее – это не то, когда мы подпишем соглашение, а когда мы имплементируем европейские ценности в Украине», - добавил также политик.
Кроме того, во время выступления Княжицкий заверил, что позиция партии «Батькивщина» и других оппозиционных партий всегда совпадала с мнением Европы.
Он также признал, что оппозиция также не имеет альтернативных вариантов поведения: «Плана «Б» в оппозиции тоже нет. Она всегда будет разделять европейские ценности».
Зашла также речь о предоставлении политубежеща журналисту Александру Шарию. Эксперт Чаленко настаивал, чтобы Комитет ВР по свободе слова вернул его в Украину. Но Княжицкий заверил, что насильно они никого возвращать не будут, Шарий должен обратиться к ним с просьбой лично.
После оппозиционера Княжицкого слово дали «регионалу» Олегу Зарубинскому.
Первый вопрос к нему был о том, кому в аренду нужно отдать украинскую ГТС?
«Среди тех документов, которые сегодня подписали, есть два документа, о которых не говорят это два меморандума, - отметил Зарубинский, добавив, что президент Виктор Янукович подписал их, согласовав с еврокомиссией. Один из этих меморандумов, по словам нардепа, касался начала диалога по бизнес-климату, а второй – это седьмой отчет относительно выполнения обязательств в сфере энергетики.
Когда зашла речь о выборах, политик выразил уверенность, что никто не сможет доказать, какая система лучшая, «потому что приблизительно одинаковое количество стран в мире имеют пропорциональную и мажоритарную системы, а некоторые страны, в том числе и Украина, имеют смешанные системы».
«Одна из проблем, которую все поднимали во время выборов, это нарушения. В нынешнем законе большинство пошло на уступки оппозиции», - отметил также Зарубинский.
Так как политик является членом комитета, который занимается энергетическими вопросами, то не обошлось и без вопроса к нему относительно ГТС.
«Лучший вариант для украинской ГТС – это максимальная диверсификация влияний», - уверен «регионал». При этом Зарубинский поддержал то, что ЕС намерен модернизировать украинскую ГТС, так как газотранспортная система, по словам политика, нуждается в модернизации.
Завершили программу итоги экспертов, мнения которых были различными, но в конечном итоги свелись таки к тому, что Украина настроена двигаться в Европу.