ГоловнаБлогиБлог Игоря Степанова
Спецтема
Горячие точки Киева

Как в Градсовете обсуждали ситуацию на Андреевском

День вчера прошел в событиях, характера почти революционного.

И если о шумных акциях на Андреевском знают все, то о схватках, происходивших в кабинетах и на Градсовете - очень мало кто. Постараюсь очень коротко написать о некоторых важных, рубежных, на мой взгляд дебатах и предложениях профессионалов и активистов-градозащитников.

Фото: Макс Левин

Во-первых, свершилось чудо! Сегодня Градсовет посетили Попов и Кучук - явление из ряда вон выходящее.

Отцы города пришли не просто так: под камеры всех мыслимых каналов давали свои объяснения ситуации по Ахметов-Плаза в частности и по Андреевскому вообще.

Во-вторых, разговор длился 4 часа по двум вопросам, что означало важность каждого из.

Кучук молодец! Сумел отморозиться от всего происходящего: землеотводы и разрешение давали давно, еще незнамо какая злочинна влада, мы сегодня не имеем силовых рычагов, чтобы остановить строительство, если никаких судебных запрещающих решений нет. А если и есть, то все равно не можем, исполнительные тормозят. Да и проект мы не согласовывали в окончательном варианте. Так что поганый ваш застройщик, но мы его пока можем только уговаривать.

И самое интересное, что красиво съехав, он был прав на все 100%, не поверите!

На самом деле, те контрольно-запретительные функции, которыми могла раньше оперировать исполнительная власть через "Правила застройки Киева", Экспертизу ГАСК и Главархитектуру, сегодня превратились в жалкие рудименты. Остались только беспредел и сила.

Об этом в разных вариациях говорили все последующие ораторы. Яков Якович резонно заметил, что с начала года весь Андреевский Спуск является памятником местного значения и потому следует все работы приостановить и заново получить предписания, в соответствии с новой ситуацией. А то, что ситуация будет ухудшаться, он гарантировал. Исходя из нового проекта Закона "Про охорону..", обсуждаемого в Минкульте, по сути будет ликвидирована вся сеть структуры - все местные отделения, останется только центральный аппарат. Чисто декоративная структура.

Сегодня, действительно, в городе много строек, которые вызывают недовольство и городской власти, и общественности. Это результат бездумной градостроительной политики, которая велась в городе в предыдущие годы, а также законодательных упущений. Упрощенная система получения административных разрешений на строительство привела к тому, что местные органы власти практически не имеют рычагов влияния на застройщиков и полномочий по контролю за сохранностью культурных ценностей. Это абсурдная ситуация

— Александр Попов

Гусаков сказал еще определеннее.

Закон №3038 (О градостроительной деятельности) показал себя пока только лишь с негативной стороны, надо его менять. Без реальных полномочий и рычагов, которыми обладала Архитектура и городская власть, города будут приходить в упадок и деградировать под напором денежных мешков. В ответ на вопрос Попова - что делать будем? - предложил обратиться в Кабмин и к президенту с инициативой изменить закон и ряд подзаконных актов, чтобы вернуться к практике еще ранне- постсоветских времен, с ясной и однозначной процедурой.

Тут встал Бригинец и шапкой об пол!

- Раз такая пьянка пошла, то оппозиция готова поддержать обращение админы в КМУ и к президенту, если градоначальник гарантирует, что будет использовать полномочия только в интересах города и киевлян.

Кроме того, напомнил об уголовной ответственности за нарушение охранного законодательства и предложил создать рабочую группу из представителей админы и общественности для выработки концепции по Андреевскому Спуску.

Никто не возражал.

Правда, Попов не преминул вслед пробурчать, что если бы Киеврада не навалила столько дерьма за последние несколько лет, то нам бы сегодня его не пришлось жрать большими ложками (это фигурально, не думайте, что текст был именно таким. Смысл такой).

Пани Скорик вполне резоннно сказала, что, вот мы говорим о зонинге уже много лет, а ничего не сдвигается. Но именно функциональное зонирование позволит избежать произвола в определении назначений землеотводов, разрешений и прочего. Вопрос архиважный и срочный. Паллиатив, подготовленный Минстроем, ни в какие ворота - надо срочно собрать рабочую группу и за три недели, ладно, за месяц, по ее суперовской методике, можно сделать зонинг для Киева - зуб даю!

Все вежливо посмеялись над пионерским задором. Целовальник не менее резонно заметил, что реально понадобится года 2-3 работы, средства и квалифицированные кадры.

Духовичный сравнил систему разрешений 140 лет назад и сегодня. Тогда это было 40 дней на рассмотрение и требовалась всего 1 подпись. Сегодня закон под видом упрощения все, наоборот, усложнил.

Как всегда, в полном блеске выступил Карминский.

Он оседлал любимого конька - нормативное обеспечение - и разложил на молекулы сегодняшний статус-кво, когда даже из наименования бывшего Министерства Архитектуры и Строительства исчезло понятие Архитектура. И это показатель реального положения дел.

Градсовет низведен до уровня необязательного согласовательного органа, ГАСК превратился в простого регистратора. За год действия закона не остановлено ни одного незаконного строительства, не снесено ни одного самостроя!

Фото: nhps.com.ua

Предложения:

1. Восстановить обязательную согласовательную функцию Градсовета для застройщиков.

2. Восстановить в прежних полномочиях уничтоженную ранее Киевэкспертизу.

3. Восстановить и доработать Правила застройки Киева.

4. Восстановить обязательность общественных слушаний.

Это самое главное из сказанного. Остальное - по транспорту и прочему - уже вторично.

Попытку реабилитировать закон "О градостроительной деятельности" предпринял Миргородский. Закон рамочный, поэтому требует множества подзаконных актов. Вот когда они все будут - жизнь наладится. Только когда они будут, неизвестно Богу и даже министру (в ведомстве которого и зависла разработка всей нормативки). И уж если пинать министерство, так пинать: это в недрах Мордо... министерства решили, что ГАСК и Экспертизу вывести из влияния Главархитектуры и сделать бесплатными приложениями.

А Совет всегда был совещательным органом при Главном архитекторе, который был полномочен принимать решения и отвественен за них. И сегодня эти полномочия с ответственностью ему необходимо возвращать.

Целовальник бросил реплику по поводу того, что если кто сегодня захочет игнорировать Совет, то легко это сделает в рамках закона. Его решения никак не востребованы ГАСКом или другим админорганом.

Фото: Макс Левин

Лишанский задал риторический вопрос: В чем разница между участниками градостроительного процесса? И тут же ответил:

- Инвестор строит объект, а Главархитектура строит город. И если уровень ее дееспособности и влияния падает, то город начинает погружаться в хаос. Что мы и наблюдаем сегодня.

Закон 3038 действительно может работать только в связке с периферией, а зонинг и кадастр так вообще неотъемлемые приложения, как без них дальше - прям тяжко.

И вообще: сегодня градостроительство - удобная площадка для политборьбы, а должна быть полем только профессиональных баталий!

Все с этим согласились и даже поаплодировали.

Академик наш, Демин высказал очень короткую подытоживающую формулу.

У нас идет парадоксальный процесс: чем больше мы строим, тем больше вокруг разрушаем. Это касается и самой городской среды, и правового обеспечения архитектурно-строительной деятельности. За последние 15 лет статус и уровень главархитектуры упал ниже плинтуса.

Выход - нужно вернуться к традициям, когда градоначальнок и гл. архитектор были теми людьми, которые несли персональную ответственность за состояние города. И обладали к этому всеми необходимыми полномочиями.

(Чепчики в воздух не бросали, но общий гул одобрения был явным).

Ну, и как в старом анекдоте, последним встал Лев и выразил общее мнение.

Попов с ностальгией вспомнил времена своего дебюта в МСУ, (в 94 г. до н.э). Мало того, что вода была мокрее, но и система, созданная ранее, худо-бедно работала. Сегодня идет стремительная эволюция в которой множество процессов несбалансированы, (что мгновенно используют ловкие людишки в своих целях).

Город должен иметь баланс разрешительных и запретительных функций и возможностей, без связи этого нет логики и возможности развития. зато открывается широкое поле для ошибок. а если уж взаправду - злоупотреблений и преступлений против громады.

И подытожил ранее сказанное:

  • Готовим совместное обращение к центральной власти с тем, чтобы переделать Закон;
  • Восстановить возможности и полномочия Главархитектуры, А Гл. архитектора поставить на уровень мэра (в вопросах градостроя, понятно);
  • Усилить роль Градсовета - обязательность его решений- восстановить Правила застройки Киева;
  • Найти средства на разработку зонинга, срочно сделать хотя бы централбную часть города.
  • По Андреевскому: остановить всю новостройную деятельность. И хорошо бы восстановить утраченные здания в их историческом облике.

На сем благом пожелании первый вопрос был закрыт. Музыки и танцев не было.

Что я отметил для себя:

1. Настолько единодушно и жестко претензии к закону еще никто не выражал, это впервые профсообщество его громило активно.

2. Градоначальника реально пробило проблематикой. Ранее он этого явно недооценивал. Если он будет последователен, то сможет в связке с архитектурой повлиять на реальные изменения, причем к лучшему.

Будем верить в лучшее. И работать над его приближением!

Игорь Степанов Игорь Степанов , Советник-консультант главного архитектора Киева, создатель Фестиваля каллиграфии, шрифта и искусства книги "Манускриптум"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram