Обо всех нюансах нового УПК докладывал советник Президента, руководитель Главного управления по вопросам судебной реформы и судоустройства Андрей Портнов.
Надо отметить, что к выступлению он подготовился достаточно основательно – гостям эфира показали слайды, на которых все было детально расписано и нарисовано. Меняя слайды, Портнов увлеченно рассказывал о преимуществах нового кодекса.
Но первым делом Портнов напомнил, что 17 января вступил в силу закон о гуманизации ответственности за экономические преступления, и в этот день людей начали выпускать из следственных изоляторов.
Для живого примера того, что это действительно происходит, в студию пригласили освобожденного из львовского СИЗО Руслана Диасамидзе, просидевшего за подозрение в контрабанде 11 месяцев.
Правозащитник Эдуард Багиров вполне резонно поинтересовался, кто же компенсирует человеку то, что он 11 месяцев отсидел, потерял работу, а вины-то его так никто и не доказал.
К сожалению, вопрос компенсаций новым законом не предусмотрен. А то, что человек сидел за подозрение в преступлении, как подметил Портнов, – таков был закон, увы.
Перейдя к презентации нового кодекса, Портнов отметил, что главное его преимущество – состязательность в судебном процессе.
Больше всего ожиданий у Портнова, в связи с новым УПК, от прокуроров – они должны стать интеллектуальными. "Мы ожидаем появления более интеллектуального прокурора в судебном процессе. Прокурор должен постоянно на всех этапах процесса обосновывать необходимость перед судом совершения тех или иных действий, особенно, связанных с ограничением конституционных прав граждан", - подчеркнул Портнов.
По его словам, согласно новому УПК, прокурор не может рассчитывать на возможность устранить недостатки расследования после направления дела в суд.
"Если раньше суд мог направить дело, чтобы там что-то доработать, то сейчас, если прокурор направил дело в суд, то выхода только два - либо обвинительный, либо оправдательный приговор", - отметил советник Президента.
Сенсационной вещью нового кодекса Портнов назвал то, что по всем преступлениям, кроме убийства и насилия, суд обязан будет указать, какова сумма залога должна быть внесена.
"У правоохранительного органа с этого момента вообще нет повода скрыть человека в изоляторе, - подчеркнул Портнов. - Это дополнительный фактор, чтобы человек, не совершавший преступления, в изолятор не попадал".
Но ведущего интересовал совсем другой вопрос – как бы проходил процесс по Юлии Тимошенко, если бы новый кодекс был в действии.
Портнов немножко растерялся при этом вопросе, и, отвечая на него, все время избегал фамилии Тимошенко: "Савик, вы мне задаете неудобный вопрос. Этот вопрос, фактически, не касается сегодняшнего процесса. Потому что это процедурный кодекс, регулирующий преступления, которые существуют на сегодняшний день".
"Но, вместе с тем, я вам приведу пример, если бы другое лицо Иванов Иван Иванович обвинялся по статье 365-й. Суд был бы обязан определить залог в таком случае и человек имел бы все возможности не попасть в места предварительного лишения свободы", - добавил Портнов.
"Ситуация, о которой вы сказали, - я абсолютно уверен, - не повторилась бы в случае, если бы действовал новый Уголовно-процессуальный кодекс", - резюмировал советник Януковича.
Во второй части передачи, уже без Портнова, политики обсуждали резолюцию ПАСЕ по Украине.
Депутат от ПР Елена Бондаренко, которая первой вышла к микрофону давать свою оценку резолюции, охарактеризовала действия оппозиции как "позицию сексота". Дескать, это оппозиция постаралась, чтобы ПАСЕ приняла резолюцию с негативными поправками. И добавила, что ПАСЕ – не то место, где нужно решать свои политические проблемы.
В то же время, для Бондаренко ничего страшного в принятой резолюции нет. Она видит в ней как плюсы, так и минусы. Над минусами, заверила "регионалка" власть будет работать, и примет к сведению все замечания ПАСЕ.
Анатолий Гриценко, лидер "Гражданской позиции" возразил ей в том, что Янукович прислушается к замечаниям. И вообще, резко заметил Гриценко, нашего президента надо лишить шенгенской визы и не пускать в Европу.
В подобном духе свои оценки резолюции давал и бютовец Сергей Соболев.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ У КИСЕЛЕВА…
Главным гостем "Большой политики" в эту пятницу стал вице-премьер-министр, министр социальной политики Сергей Тигипко, который сначала говорил о требованиях МВФ, на переговорах с которым, как известно, наши власти так и не пришли к общему знаменателю.
Долго объясняя, почему украинская сторона не хочет идти на повышение тарифов (главное требование МВФ – ред,), Тигипко при этом похвастал, что Украина по итогам 2011 года превзошла все прогнозы и ожидания МВФ.
"Весь 2011-й год мы прожили без кредита Международного валютного фонда. И справились", - уверенно отметил министр. - Более того, мы превзошли ожидания МВФ, нам говорили, что наш экономический рост в 2011-м году составит 4,5%, он составил - 5,2%. Нам говорили, что у нас цены на 9% вырастут, они выросли у нас на 4,6%".
Относительно газовых переговоров с Россией, Тигипко уверенно заявил, что Украина договорится по смене контракта, причем без каких-либо политических последствий.
"Энергосбережение и уменьшение потребления газа у нас началось и достаточно серьезными темпами. На следующий год "Нефтегаз" планирует закупить 27 миллиардов кубометров, плюс еще наша химическая промышленность напрямую начнет уже закупать порядка 6-8 миллиардов метров кубических", - рассказал министр, и добавил, что из этих переговоров мы выйдем сильнее.
А вот вопрос о падении рейтинга Тигипко и замечание о том, что он провалил все реформы, заставили министра разнервничаться. Он согласился с тем, что нужного эффекта его реформы не принесли, но говорить о том, что он ничего не сделал, нельзя.
"Мы сегодня не можем нормально отработать администрирование налогов. У нас большие проблемы с нашими проверяющими из силовых министерств – и там необходимы изменения. Но я сегодня очень спокойно готовлю эти решения. И когда мне говорят, что ты делаешь – я знаю: за одну ночь примем. Потому что необходимо. Выборы подтолкнут", - отметил министр.
"Я не собираюсь плестись за общественным мнением для того, чтобы свой рейтинг заработать дешевый, извините, такими методами. Есть интересы страны, и политик должен плюнуть, если хотите, на свой рейтинг и заниматься тем, что надо", - добавил Тигипко.
Не удалось министру избежать также вопроса о покупке вертолета для Президента. "Для того, чтобы глава государства мог нормально осуществлять свои функции, хотим мы не хотим какие-то вещи, на что-то мы должны тратиться", - ответил Тигипко, добавив, что в Европе не найти ни одного президента, у которого не было бы своего самолета и резиденции.
Говоря о выборах, Тигипко не исключил, что будет баллотироваться в Раду по спискам Партии регионов. Но работать в парламенте он не хочет – слишком скучно. "Я работал в парламенте – скучновато. Исполнительная власть намного тяжелее, тут настоящая сковородка, но намного интереснее", - завершил министр.
Следующей темой эфира Киселева стало обсуждение концепции Конституционной Ассамблеи, которая будет готовить новую редакцию Основного закона. Обо всех нюансах этой темы рассказывала советник Президента Марина Ставнийчук.
По ее словам, Конституционная Ассамблея начнет свою работу в начале весны. Первоочередным вопросом в работе этого органа будет внесение изменений в Конституцию, связанных с осуществлением правосудия в Украине.
Ставнийчук подчеркнула, что это одно из требований ПАСЕ, и Президент уже к нему прислушался. Собственно, как утверждала она, необходимость проведения конституционной реформы связана именно с призывами тех же европейских структур.
Советник Президента несколько раз в своем выступлении подчеркивала, что в данной конституционной дискуссии был заложен принцип не политического, а профессионального подхода. Хотя, представителям оппозиции предложили войти в состав Конституционной Ассамблеи.
"На этом этапе, когда будет работать Конституционная Ассамблея, очень важна позиция научной и экспертной среды. А когда будет парламентская процедура, то, конечно же, нужен будет политический консенсус", - отметила Ставнийчук.
Завершала эфир "Большой политики" тема эпохи застоя, и обсуждение того, почему в Днепропетровске в наше время появилась улица Брежнева.