ГоловнаЕкономікаДержава

Алан Гаудри: “Реформа транспорта не должна ограничиться сменой таблички на кабинете чиновника”

Алан Гаудри работает в Украине с 2004 года. Это уже 38-я страна, где он помогает развивать транспортную инфраструктуру. Алан Гаудри получил образование железнодорожника, работал в министерстве транспорта Франции и транспортной компании Systra. 

Сейчас Гаудри руководит проектом Европейской Комиссии "Поддержка интеграции Украины в Транс-Европейскую транспортную сеть". Его специализация - страны Восточной Европы. Алан считает, что транспортная система каждой страны уникальна. "Тут не работает copy-paste. Нужно, чтобы каждая страна нашла свой рецепт развития транспорта", - говорит эксперт.

Алан Гаудри: “Реформа транспорта не должна ограничиться сменой таблички на кабинете чиновника”
- Чем Вы занимаетесь в Украине?

- Руковожу группой международных экспертов из 20-25 человек, которые разбираются в авиационном, морском и других видах транспорта. В том числе в юридических и финансовых вопросах, которые связаны с транспортом. Наша группа работает при делегации Европейской комиссии в Украине. Украина, которая стремится в ЕС, должна реформировать свой транспортный сектор. И мы тут, чтобы помочь ей в этом. Чтобы правила работы, качество транспортной инфраструктуры Украины были такими же, как в Европе. Сейчас в Украине уже есть стратегия развития транспорта, разработанная с нашей помощью. Затем мы будем воплощать эту стратегию, задавать конкретные индикаторы ее реализации.

 Фото: Макс Левин

- Кто будет платить за эти изменения?

- Привлечение инвестиций в транспорт – это ключевая задача. Одна из самых эффективных схем – государственно-частное партнерство, когда государство привлекает частные инвестиции на тот или иной проект. Если надо построить автодорогу, то надо показать инвестору, банкиру, как эти деньги вернутся ему вместе с прибылью. Большое значение имеет сам проект строительства дороги, в котором прозрачно и понятно описан каждый шаг и отдельно обозначено, откуда будет поступать прибыль. 

- Вы помогаете писать такие проекты или находите инвесторов для Украины? - Мы делаем и то, и другое. Но пока что мы не брались за отдельные проекты, а работали над стратегией развития. Отдельные конкретные проекты – это следующий этап работы.

Уже сейчас мы думаем над улучшением пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Хотим повысить скорость перевозки пассажиров. В сфере автотранспорта разрабатываем систему контроля вредных выбросов – сегодня никто не контролирует этот процесс в Украине должным образом.

- Кто платит за Вашу работу?

- Тот проект, о котором мы с Вами говорим, на 100% оплачивает Европейская комиссия. На первом этапе потрачено 5,5 млн евро. Проект длился 2,5 года и заканчивается в этом году. Второй этап обойдется дороже – Европа выделит 65 млн евро на развитие транспорта в Украине. Эти деньги пойдут на реализацию стратегии, будут заложены конкретные индикаторы ее выполнения. 

ПОЕЗДА

- Вы когда-то сами пользовались услугами "Укрзализныци"?

- Конечно, я пользуюсь поездами почти каждый месяц - езжу по городам Украины. Мне нравится украинская железная дорога, это мое личное впечатление. Нравится путешествовать ночью. Это не просто командировка, это целое путешествие. Но бизнесменам такая услуга не очень подходит. Для бизнеса важна скорость. Предприниматель хочет попасть в Одессу из Киева и вернуться обратно в тот же день.

Поезда по удобству и скорости должны конкурировать с самолетами. 

- Как этого добиться?

- Само предприятие надо изменить. Этот процесс начался 2-3 года назад и продолжается сегодня. "Укрзализныця" должна быть акционерной компанией, меньше зависеть от государства. Чтобы решать без чиновников, что эффективно, а что не эффективно. Но тут есть огромный социальный аспект, ведь многие люди сегодня зависят от железной дороги. Потому все изменения надо проводить постепенно и пошагово.

Фото: Макс Левин

- Будучи министром транспорта Иосиф Винский предлагал брать большую плату за нижние удобные полки в поездах, а за верхние делать скидку. Предлагал другие новации.

- Примерно так и работают в ЕС. Есть быстрые поезда, которые работают как авиалайнеры. Чем раньше купишь билет на поезд – тем он дешевле. Но такая система требует хорошего программного обеспечения. "Укразализныця" уже начинает внедрять новые технологии. Например, можно купить билет через интернет, и он обойдется Вам даже чуть дешевле обычной цены.

- Сколько займут изменения на железной дороге?

- В Европе такая реформа заняла 20 лет. В Украине, думаю, все пройдет быстрее. Что касается технической части, то тут мы сталкиваемся с вопросом инвестиций. Нужны новые локомотивы, новые вагоны. Какие-то маршруты исчезнут, новые появятся. Сейчас "Укрзализныця" как раз решает эти вопросы. 

- А сами пути разве не нуждаются в ремонте?

- Качество колей очень хорошее, по ним просто надо пустить более современные составы.

Фото: Макс Левин

- Как ускорить реформу, чтобы она не затянулась на 20 лет? - Надо срочно улучшать законодательство, несмотря на недовольство отдельных лоббистских групп, которым нравится существующее положение дел. Эта работа может занять 2-3 года.Затем по новым правилам надо научиться работать. В следующем году Европейская комиссия запускает проект "Близнецы" на железной дороге. Группа специалистов из европейского железнодорожного перевозчика приедет в Киев, будет внедрять европейские методы работы на местах. То есть прямо люди приедут и будут сидеть в Киеве вместе со своими украинскими коллегами.

Ведь изменения не должны ограничиться только сменой таблички на кабинете чиновника. Новые правила должны работать.

САМОЛЕТЫ

- Украинская пресса пишет, что внутренние авиаперевозки в Украине монополизированы. Формально на внутреннем рынке работает несколько компаний. Но почти все они подконтрольны бизнес-группе "Приват". Возможно, из-за этого цены на внутренние перелеты гораздо выше, чем в Европе. Недавно даже первый вице-премьер Борис Колесников пригрозил, что откроет небо для дешевых авиакомпаний, если украинские не умерят свои аппетиты. Как эту ситуацию изменить?

- Если власть обратила внимание на эту проблему, это уже хорошо. Хорошо, что есть ясность в ситуации и власть реагирует. К сожалению в рамках нашего проекта мы не занимались этими вопросами так глубоко, поэтому мне сложно что-то комментировать.

- Что еще мешает развиваться украинской авиации. Возможно, у нас безопасность не на высоте?

- Летаю на украинских самолетах без опаски – тут проблем нет. Но везде стандарты должны быть одинаковыми. Это как капучино – он одинаковый во всем мире. Если что-то делать не так, это уже будет не капучино.

АВТОМОБИЛИ

- Один из аспектов, на который в Европе обращают внимание – это чистота вредных выбросов из автомобилей. В той же Варшаве дышится легко на улицах, а у нас иногда просто дышать невозможно…

- Я работаю в Украине с 2004 года, и с тех пор многое изменилось. Загазованность снизилась, хотя разрыв с Европой чувствуется. Но каждый день я удивляюсь, как много перемен произошло за 7 лет. Появилось больше новых машин на улицах, а они выбрасывают гораздо меньше вредных выбросов. Чем больше новых машин – тем лучше.

Фото: Макс Левин

- Но есть еще не такой качественный бензин. К тому же местные производители автомобилей постоянно давят на власть, чтобы ввели торговые ограничения на новые иномарки. - Это вопрос сложный, конечно. Украинец должен иметь возможность купить автомобиль с хорошим двигателем.

- Украинский общественный транспорт заметно отличается от европейского. Например, наши автобусы и троллейбусы редко ходят минута в минуту по расписанию.

- Как раз над этой задачей мы работали с "Киевпастрансом" в рамках другого проекта. Мы стремились улучшить движение. Но, честно говоря, точность зависит от многих факторов – от пробок, от организации движения. Пока что я не вижу больших возможностей для резкого изменения ситуации в Киеве.В то же время недостатки коммунального транспорта позволяют частному сектору развиваться в этой нише. Когда развалился СССР, многие госпредприятия прекратили работать. Тогда частные компании их заменили. Это работает и сейчас – частные перевозчики дополняют работу "Киевпастранса".

В такой ситуации важно, чтобы город представил прозрачные правила распределения маршрутов. Чтобы честно компенсировал убытки от перевозки льготников, ведь в Киеве около 40% пассажиров не платят за проезд.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram