ГоловнаПолітика

Фильтр «Регионов»

Новый закон о местных выборах написан под правящую Партию регионов. Он призван снизить конкуренцию, отсекая от процесса голосования новичков и местные элиты.

Фильтр «Регионов»
Фото: Макс Левин

Подготовка нового избирательного закона свидетельствует о том, что Партия регионов писала правила под себя. На уровне сплетен и «сливов» в прессу о смешанной мажоритарно-пропорциональной системе выборов и отмене политических блоков говорят уже несколько месяцев. Эти разговоры парализовали местные элиты, которые до сих пор не знают, как действовать и как выиграть в изменяющихся реалиях. Мне приходилось слышать жалобы даже от депутатов Партии регионов. «Через четыре месяца нам избираться, а мы до сих пор официально не знаем, какой нам дадут закон», – сетовали они.

Тем ни менее, инициаторы будут в выигрыше. Кулуарность процесса разработки, молниеносное внесение в парламент и кардинальная смена правил за четыре месяца до голосования сами по себе дают фору, ведь в ПР знали правила заранее и готовились, пока многие другие потенциальные участники процесса – особенно те, кто не вовлечен в основные политические силы, – сидели, не зная куда бежать

Что меняют? Вводят «смешанную», мажоритарно-пропорциональную, систему выборов везде, кроме сел и поселков. Во все другие советы – областные, районные, городские, а также Верховный Совет Автономной Республики Крым – половина депутатов придут от партий, как раньше, а половина – от мажоритарных округов.

Фото: Макс Левин

На местных выборах такую систему применят в Украине впервые.

Вообще «смешанные» выборы в нашей стране проходили единожды. В 2002 году так избирали депутатов Верховной Рады. Именно тогда страна достигла результата, при котором оппозиционные «Наша Украина» и Блок Юлии Тимошенко как политические силы получили большинство голосов избирателей, но за счет мажоритарных выдвиженцев и победителей СДПУ(о) и блока «ЗаЕду» в парламенте «сколотили» пропрезидентское большинство.

Запрет на самовыдвиженцев

Какие преимущества получает Партия регионов по своему закону? Там, где у нее сильные позиции, ее выдвиженцы одержат победу как партия и сформируют большинство за счет списочников и определенного числа мажоритарных кандидатов. Там, где «Регионы» могут как партия проиграть, они попытаются захватить большинство за счет «мажоритарщиков», на которых можно «надавить».

Но и это еще не все «подножки» для оппонентов. Реанимация мажоритарной составляющей преследует якобы благородные цели – возобновить ответственность перед избирателями. Но разработчики не позволяют свободно развернуться независимым кандидатам. В законопроекте сказано, что только партии могут выдвинуть претендентов на пост депутата, на должности председателей городских, поселковых и даже сельских советов. То есть всем «мажоритарщикам» придется искать партийную «крышу».

Фото: Макс Левин

Самовыдвижение даже на должность мэра отсутствует в документе как факт. Более того, выдвигать кандидатов должны не просто партии, а соответствующие местные ячейки этих партий, зарегистрированные не раньше, чем за год до выборов. Это значит, что предложить кандидатов в мэры смогут лишь те политические силы, которые имеют районную или городскую организации, зарегистрированные не позже 31 октября 2009 года.

У новых политических сил, которые на всеукраинском уровне появились перед президентскими выборами, партийных ячеек в районах нет. Так что нововведения в первую очередь бьют по ним. Также они бьют по тем местным лидерам, которые не захотели «ложиться» под ту или иную политическую силу. У многих из них есть общественные организации, но теперь им придется искать партийных «боссов».

Инициаторы этого закона, в частности Александр Ефремов, не видят в этом проблемы. Они ссылаются на то, что в Украине больше сотни политических партий, из которых можно выбирать любую. Мол, здесь нет попытки принудить вступать в Партию регионов.

Фото: revisor.od.ua

Но, во-первых, не все партии имеют официально зарегистрированные ячейки в районах и маленьких городах. Во-вторых, многие не хотят идти в партию с некрасивым или странным названием.

Настораживает и другое. Некоторые из сегодняшних мэров городов уже купили всеукраинские партии. Они даже собрали документы, необходимые для переименования старых структур в раскрученные ранние локальные бренды. Но по нашей, неофициальной информации, подавая их в Министерство юстиции, они слышат в ответ: «Подождите, мы все рассмотрим».

То есть пока ведомство Лавриновича узаконит переименование купленных структур, могут и выборы пройти. Это притом, что люди уже выложили приличные деньги – только партийное свидетельство стоит на рынке $150–200 тыс. Таким образом, потенциальные участники местных выборов, не имеющие партийного членства, оказываются за бортом. В этом главная опасность предложенного закона.

Технология «Внеблоковость»

Отрицательную роль может сыграть и запрет на создание блоков. В законопроекте не предусмотрено участие в местных выборах объединений политических партий – только партийных ячеек. Идея вроде бы правильная, поскольку формирование блоков не оправдало себя в Украине.

В мировой практике партии создают блок затем, чтобы две относительно популярные, но недостаточно мощные политические силы объединили свои ресурсы и работу активистов, чтобы противостоять большим, более влиятельным партиям. При этом, например, в Польше и других странах для блоков проходной барьер выше, чем просто для партий.

В Украине же блоки создают, чтобы дать красивое имя лидера двум «диванным» партиям, которые при этом просто «растворяются». По мнению Комитета избирателей Украины, нам давно следовало ограничить участие блоков в голосовании, но сделать это нужно публично и открыто, через общественную дискуссию, и уж никак не за четыре месяца до выборов. Тогда запрет на блоки усилил бы партийное строительство, что логично.

Но сегодня за этой благородной целью прячут меркантильное желание инициаторов закона перекрыть именным блокам доступ к избирателям. Это менее страшно для Юлии Тимошенко и Владимира Литвина, но очень больно бьет по новым силам Арсения Яценюка и Сергея Тигипко. С «Фронтом змін» дела обстоят лучше, а вот бренд «Сильная Украина» у Тигипко почти не раскручен.

Фото: rus.ruvr.ru

Отмена блоков ударит и по местным элитам, которые уже выигрывали благодаря объединениям имени себя. Такие «бренды», как «За Виктора Анушкевичуса», «Ночной дозор», «Блок Леонида Черновецкого», «Гражданский актив Киева» и другие уже не смогут поддержать своих кандидатов. А ведь местные мэры все эти годы работали именно на раскрутку своего имени, либо – бренда своей общественной организации, такой как «Самопоміч» во Львове, с тем, чтобы через такую структуру поддержать себя на выборах. С новым законом их раскрученные бренды можно выбросить на свалку.

У тех, кто собирается участвовать в выборах, остается два пути: идти на поклон либо к Партии регионов, либо к другой крупной политической силе с разветвленной региональной структурой. А таких у нас две-три – и обчелся. Я не уверен, что даже Партия регионов в каждом районе Украины имеет ячейку, зарегистрированную год назад.

«Напряг» для избиркомов

Еще один подводный камень – это сроки избирательной кампании. Процесс подготовки предлагают сократить с 90 до 50 дней. При этом выдвигать кандидатов – за 34 дня до голосования. Фактически на выдвижение, регистрацию и кампанию отводят чуть больше месяца. Возникает вопрос – что будут делать кандидаты две недели от старта кампании до начала регистрации?

Предполагается, что они должны формировать территориальные избирательные комиссии. Почему так поздно? Ведь Центризбирком может сформировать комиссии сразу после принятия нового закона! К началу кампании логично начать выдвижение кандидатов. Мы же наблюдаем попытку сократить и кампанию, и сроки участия в ней кандидата.

Что в итоге? Я, например, не знаю, как за месяц провести эффективную агитацию. Инициаторы закона говорят: «Меньше будет «грязи», меньше пиара». Но ведь избирательная кампания – это не только пиар, но и процедура, связанная с формированием участковых комиссий, списков избирателей, уточнением этих списков, приглашением избирателей на участки – на все это отведено слишком мало времени.

Фото: Макс Левин

По опыту президентской кампании, на которую времени отводилось больше, мы видели, что комиссии не смогли выполнить все процедуры вовремя. Ситуацию предлагают еще ухудшить. Это может привести к тотальному игнорированию законных сроков, поскольку члены избиркомов физически не смогут их придерживаться.

По процедуре тоже много неясного – она дает основания отсекать неугодных членов комиссий. Есть вопросы к спискам и к голосованию на дому. Например, в проекте закона не предусмотрены медицинские справки для избирателей, к которым придут домой, – достаточно заявления. Вы помните, сколько споров было вокруг этого вопроса на президентских выборах? На местном уровне голосование на дому является еще более действенным инструментом манипуляции.

* * *

Плохой закон, короткий срок кампании, усиление админресурса вместе приведут к тому, что грядущие выборы станут одними из самых проблемных с 2004 года. Долгоиграющие стратегии не будут иметь значения. Власть придется брать быстро, а «быстро» всегда значит «грубо» – тонкие технологии не помогут.

Александр Черненко, Глава правления Комитета избирателей Украины
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram