ГоловнаПолітика

Бориспольский прокол

Показательное задержание Нико Ланге, руководителя украинского бюро Фонда Конрада Аденауэра, в аэропорту «Борисполь» скорее напоминает сценарий фильма о Джеймсе Бонде, чем профессиональную работу украинской спецслужбы во благо страны. Чем бы ни руководствовались в СБУ, они достигли одного – свели к нулю возможный эффект от августовской встречи Виктора Януковича и Ангелы Меркель в Берлине.

Бориспольский прокол
Фото: Униан

«Бондиана» в украинском исполнении покрыта пеленой секретности. В субботу вечером Нико Ланге не смог вернуться в Киев из служебной командировки. Он прилетел самолетом из Парижа и на 10 часов «завис» в зале для депортируемых. Пограничники планировали отправить руководителя киевского офиса Фонда Конрада Аденауэра утренним рейсом обратно на Запад.

Фото: www.minjust.gov.ua

Чтобы прорваться в Украину, Ланге пришлось в выходной день поставить на уши послов Германии и Бельгии, а также немецкое правительство. После вмешательства последнего украинские власти назвали инцидент «недоразумением», а спецслужбы отозвали запрет на въезд.

Стоит подчеркнуть, что Фонд Конрада Аденауэра является неправительственной организацией, созданной правящей партией Германии – Христианско-демократическим союзом, который сегодня возглавляет канцлер Ангела Меркель.

Киев: «Есть серьезная аргументация»

Кто и почему дал пограничной службе указание депортировать Ланге, официально не известно. Неофициально источники «Левого берега» указывают на наивысшее руководство Администрации президента, получившее информацию от главы СБУ Валерия Хорошковского.

Публично ситуацию прокомментировала заместитель главы АП Анна Герман. «Скажу только одно – что эти органы, которые принимали решение, в тех справках, которые они подали, приводят очень серьезную аргументацию, почему они поступили именно так», – сказала она.

Фото: Макс Левин

Герман также подтвердила, что украинская сторона ведет расследование, поскольку конфликт может повлиять, в том числе, на репутацию государства, и попросила дождаться его результатов. «Чтобы не наломать здесь дров – ведь все, что касается имиджа Украины, ее отношений со странами-соседями, требует большой осторожности», – отметила она.

Служба безопасности Украины хранит молчание. Министерство иностранных дел во вторник пообщалось с послами и старшими дипломатами посольств Соединенных Штатов, Российской Федерации, Германии и Польши. По поручению Константина Грищенко заместители министра Руслан Демченко и Павел Климкин обсудили с дипломатами деятельность негосударственных и некоммерческих фондов, которые курируются посольствами.

«Представители руководства МИД Украины в беседах с иностранными дипломатами отметили, что президент Украины, премьер-министр, министр иностранных дел высоко ценят тот вклад, который международные неправительственные организации сделали в становление и развитие украинской демократии, рыночной экономики и гражданского общества», – сообщила «Левому берегу» пресс-служба Министерства.

Фото: Макс Левин

В то же время МИД обратил внимание послов на «важность неуклонного соблюдения» неправительственными организациями уставных задач и норм украинского законодательства. Грубо говоря, это выглядит как дипломатическое «пропесочивание» фондов.

Берлин: «Мы очень обеспокоены»

Если украинская сторона называет дело «недоразумением», то немецкая хочет ясных ответов. Официальная позиция Берлина мягкая. «Федеральное правительство с удивлением восприняло тот факт, что руководителю Фонда имени Конрада Аденауэра … отказали во въезде и пригрозили высылкой из страны на следующий день, – сказал заместитель спикера правительства д-р Кристоф Штеегманс. – Федеральное правительство на разных уровнях с успехом высказалось за отзыв запрета на въезд».

При этом д-р Штеегманс дал понять, что Берлин не устроит ответ «недоразумение», подчеркнув, что федеральное правительство и впредь будет «внимательно следить» за этим делом. «Мы надеемся, что для важной работы немецких фондов в Украине и в будущем не будет преград и что Украина будет придерживаться принятых в этой сфере европейских стандартов», – сказано в заявлении.

Тем не менее, во вторник вечером Министерство иностранных дел Германии вызвало и.о. посла Украины, чтобы сообщить о недовольстве Берлина по поводу задержания немецкого эксперта в «Борисполе».

А председатель Комитета по вопросам Европы Бундестага Гюнтер Крихбаум в интервью Deutsche Welle назвал вещи своими именами. «Мы очень обеспокоены. И это касается не только работы немецких фондов в Украине. Речь идет о гораздо большем. Речь идет, прежде всего, о том, какое значение имеют свобода слова и свобода высказывания в Украине, которая постоянно заявляет о стремлении приблизиться к европейским стандартам», – заявил он, подчеркнув, что ограничения свобод и прав человека несовместимы с курсом европейской интеграции.

Фото: www.bukarest.diplo.de

По мнению Крихбаума, задержание Ланге может «осложнить немецко-украинские отношения». «Не хочется, чтобы это стало способом запугивания людей: мол, «смотрите, мы можем такое делать даже с представителями Фонда Аденауэра». Если все сведется именно к этому, то немецкое правительство не оставит это без комментариев», – предупредил он.

Но самое главное, что бориспольский прокол поставил под удар поддержку Германией соглашения об ассоциации Украины и ЕС – а у немцев и ранее к Киеву было немало вопросов. Теперь добавились еще несколько – о роли спецслужб в гражданском обществе и уважении к основным правам и свободам граждан. «Не могу себе представить, что немецкий парламент, в частности фракция ХДС/ХСС, одобрит этот документ, если все останется так, как есть. Я могу лишь призвать украинское руководство с полной серьезностью отнестись к этому вопросу. Расследовать этот инцидент – в интересах Киева», – подытожил депутат Бундестага.

Именно от дальнейших действий Киева будет зависеть, о чем пойдет речь во время берлинского визита Виктора Януковича – о проблемах с немецкими фондами и их сотрудниками в Украине, о свободе слова или все-таки об экономическом сотрудничестве и поддержке Германией евроинтеграционных устремлений Киева.

* * *

В публичной плоскости стороны пытаются замять конфликт, поскольку ни Берлин, ни тем более Киев не заинтересованы испортить отношения окончательно. «Федеральное правительство стремится также и впредь к продолжению хороших двусторонних отношений в духе дружбы и взаимопонимания», – заявляет Кристоф Штеегманс. Но это не тот случай, который легко забудут. Особенно если президент Виктор Янукович не сделает выводов и не накажет виновных. Пока, по нашим данным, громких отставок не планируют.

Михайлина СкорикМихайлина Скорик, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram