ГоловнаПолітика

Одноклассники. SU

Осенняя Ялта – трудно, пожалуй, придумать время и место, столь располагающие к светлой грусти по уходящему. Назначить на середину ноября на Южном берегу Крыма встречу глав правительств стран Содружества – волей-неволей признать угасание организации, изначально выглядевшей странной смесью пародий на Европейский Союз и Британское содружество одновременно.

Одноклассники. SU
Фото: Александр Дубовский

Впрочем, даже сейчас, когда СНГ приближается к своей 18-й годовщине, вопрос «Что это за образование такое?» задают столь же часто, как и в начале 90-х. И столь же редко можно услышать сколько-нибудь внятный ответ. Долгое время самым правдоподобным было определение «клуб постсоветских президентов». Но после того как главы государств разругались настолько, что даже рукопожатие между ними превращается в главную новость саммита Содружества, называть так организацию как-то неудобно. Даже у премьеров, похоже, сейчас больше общих тем для переговоров. И просто разговоров. Правда, разговоров скорее двусторонних, чем многосторонних. А для них СНГ нужно постольку-поскольку… Вот и получается, что Содружество все больше превращается в виртуальное объединение. Даже не по интересам. А по смутным воспоминаниям об общей истории. Ну и так, для общения. И то необязательного. Что-то вроде «одноклассников». Для стран, когда-то входивших в Советский Союз.

Впрочем, даже Виктор Ющенко, заявивший на кишиневском саммите в присущем ему стиле: «С точки зрения эффективности формата Содружество потеряло базовую актуальность», совершенно не спешит идти путем своего кума Михаила Саакашвили. То есть выводить Украину из «потерявшей актуальность» структуры. Совсем не потому, что подобное начинание выглядит изначально провальным – его, к примеру, точно не поддержит Верховная Рада, не говоря уже о гипотетическом референдуме. Виктору Андреевичу не привыкать действовать «от обратного» – двигаясь в направлении, противоположном желанию большинства сограждан. Давно прошли те времена, когда лидер Оранжевой революции создавал в пику Москве объединения вроде Содружества демократического выбора. Теперь даже формальные саммиты СНГ Ющенко нужны. Для поддержания статуса действующего государственного деятеля. Здесь его не будут спрашивать о том, о чем могли бы спросить, скажем, на встрече европейских лидеров. Здесь с ним охотнее общаются коллеги – некоторых из которых на Западе даже видеть не хотят. Наконец, это едва ли не единственный способ оказаться в одном помещении с российским президентом – а это шанс поддержать хоть какой-то контакт с Москвой, пусть даже на уровне непредвиденных встреч членов делегаций…

Тимошенко, разумеется, нужно другое. Встреча глав правительств стран СНГ – вполне легальный повод встретится с Владимиром Путиным. Уже отменившим однажды переговоры с украинской коллегой дабы не быть обвиненным в подыгрывании одному из кандидатов на президентский пост. Пусть даже такая осторожность многим и представляется излишней. Не даром ведь Юлия Владимировна с таким пафосом рассказывала накануне журналистам о том, что Владимир Владимирович «ее никогда не подводил» и она, мол, его тоже не подведет. Показательно, кстати, что на этот пассаж Ющенко практически никак не отреагировал. Если не считать приглашения в Киев Саакашвили – в то самое время, когда Тимошенко должна встречаться с Путиным в Ялте. Но это больше напоминает мужскую ревность… Ничего подобного на прошлогодние обвинения в государственной измене в адрес премьера мы не услышали. Можно, конечно, подумать, что пример Андрея Кислинского, выступившего тогда главным обличителем, оказался слишком поучительным. Но скорее всего причина в другом. Слишком многих тогда бы пришлось записывать в «пятую колонну».

Ближе к выборам теплеют к России практически все украинские политики. Даже сам Виктор Андреевич – просто у него эта «теплота» проявляется несколько своеобразно. Остальные кандидаты действуют куда более прямолинейно. Достаточно вспомнить о внешнеполитических кульбитах того же Арсения Яценюка. И дело совсем не в латентной русофилии политиков, которую они якобы до поры до времени скрывают. Большинство из них не имеют вообще никаких геополитических симпатий. Срабатывает простой, можно сказать даже циничный расчет. Большинство избирателей настроены к России лояльно. И не только к «России вообще», а и к Путину с Медведевым. Поэтому победить на президентских выборах (когда требуется собрать 50% голосов), используя антироссийскую или даже антипутинскую риторику, невозможно по определению. Другое дело – выборы в Верховную Раду, на которых нужно «всего лишь» мобилизовать «нишевый» электорат. Во время парламентской кампании можно признаваться даже в любви к НАТО – найдется немало людей, которые и этот лозунг поддержат. Но до тех выборов еще нужно дожить. Пройдя эту кампанию. Вот и возникают «восточноевропейские проекты» с призывами «возродить Киевскую Русь», удивляющие даже видавших виды политических экспертов… Или наоборот – кандидаты как партизаны на допросе молчат о своих внешнеполитических приоритетах, отстреливаясь от назойливых журналистов рассуждениями о том, что «дружить нужно со всеми».

Фото: Александр Дубовский

Месяц назад в той же Ялте – тогда еще выглядевшей почти летней – практически одновременно побывали и Яценюк, и Тимошенко, и Янукович. И если Виктор Федорович вел себя вполне привычно, рассуждая о необходимости отказаться от «евроромантизма» и восстанавливать «традиционные» отношения с Россией (вряд ли поинтересовавшись мнением самой Москвы о том, хотят ли там возвращаться к традициям времен Кучмы), то показная лояльность к северному соседу, которую стремились продемонстрировать Юлия Владимировна с Арсением Петровичем, озадачила многих западных экспертов. Привыкших к противопоставлению «пророссийского» и «прозападного» лагерей в украинской политике.

Впрочем, не менее показательно было и то, что все три фаворита избирательной гонки, охотно признаваясь в симпатиях к Москве и в стремлении развивать с ней взаимовыгодное сотрудничество, ни единым словом не упомянули СНГ. Организацию, в рамках которой Украина – по меньшей мере формально – самым плотным образом взаимодействует с Россией. И в этом молчании прозвучал настоящий приговор Содружеству. Куда более категоричный, чем в заявлении Ющенко. Виктор Андреевич, как бы ни убеждали нас в обратном его соратники, через несколько месяцев вероятнее всего сойдет с подиума отечественной политики. А когда СНГ одновременно, не сговариваясь, игнорируют вероятный президент Украины и гипотетический лидер украинской же оппозиции – шансов стать самодостаточной структурой, не говоря уже о некой «альтернативе ЕС», у Содружества практически не остается. Что бы во время встреч глав государств и глав правительств ни говорили о «скрытом потенциале» и необходимости «совместной борьбы с вызовами современности». Бороться, в общем-то, будут. Но в другой компании. А формальное членство в СНГ будет, в лучшем случае, оставаться поводом встретиться. В Ялте. Или в Москве. Тем, у кого будет время и желание общаться в режиме онлайн.

Алексей МустафинАлексей Мустафин, руководитель департамента документально-публицистических программ СТБ
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram