ГоловнаПолітика

Интервью президента Виктора Ющенко газете De Standaard

Для стран ЕС ясно, что членами Евросоюза станут балканские страны. Турция - еще неизвестно. Но после этого расширение закончится. Тем не менее Виктор Ющенко не сдается: «мы делаем успехи на пути к членству».

Интервью президента Виктора Ющенко газете De Standaard
Фото: www.president.gov.ua

Виктор Ющенко, герой направленной против пророссийского политика Виктора Януковича оранжевой революции 2004-2005 гг., которой он руководил вместе с Юлией Тимошенко, борется сейчас за свое политическое будущее: в январе 2010 г. должны состояться президентские выборы и согласно опросам, его шансы на переизбрание невысоки. Необходимо согласиться, что европейцы могли бы больше поддержать его в политическом плане: дверь к членству в ЕС остается на замке, а такие страны, как Франция и Германия, и слышать не хотят о членстве Украины в НАТО.

Во время своего визита в Брюссель В.Ющенко отметил, что ощущает себя иногда покинутым Западом в трудную минуту, хотя он выглядит сильным. «Наши отношения с Евросоюзом намного лучше, чем 4 года назад. Через несколько месяцев мы подпишем Соглашение об ассоциации, которое подписывали все страны, ставшие членами ЕС. Мы делаем успехи на пути к членству в Евросоюзе. Я глубоко убежден, что ЕС - уникальный проект всемирного значения и всегда будет иметь перспективы в будущем».

- Но ведь вы не получили пока что никаких обещаний вступления в ЕС.

- За последние 4 года мы достигли успехов в конкретных областях: мы имеем урегулированный визовый режим, в 2005 г. - присоединились к Болонскому процессу в области образования, мы ведем переговоры об объединении энергетических систем. Это интеграция. Было бы наивным оценивать качество наших отношений по конкретной дате вступления. Мы должны консолидировать структуру интеграции и для этого показать гражданам ЕС, что Украина важна для их жизни и безопасности.

По мере того, как Украина будет становиться более важной для Европы, мы постепенно придем к ситуации, когда нас будут связывать десятки проектов. Тогда останется лишь один вопрос: «если Украина настолько важна для Европы, то почему она еще не член ЕС?»

- Отношения между Украиной и Россией натянутые. На недавней конференции в Ялте с восточноевропейскими лидерами и представителями интеллектуальной элиты поднимался вопрос «Будет ли война между Украиной и Россией?» Является ли ситуация настолько драматической?

- Войны с Россией не будет. Проблема касается не отношений Украины с Россией. Лучше ли отношения России и Украины, чем России и Эстонии? Нет ли у Литвы и Польши проблем с Россией? Можно ли назвать нормальными отношения России с Грузией? Мне продолжать? Речь не идет об отношениях между личностями. Каждая страна, которая развивает свою политику на демократических началах и имеет границу с Россией, будет иметь сложности с Москвой. Плохи ли Президенты всех этих стран? Или это потому, что они хотят, чтобы политика их стран была основана на европейских ценностях?

- Но российский президент Д.Медведев делает вид, что Вас не существует. На прошлой неделе на саммите СНГ он даже не захотел пожать Вам руку.

- Эта история - неправда. Я не хочу, чтобы саммит вызывал какие-то романтические чувства, но мы пожали руки друг другу. Что важно, так это европейские ценности, которые мы должны защищать. Было бы большой ошибкой видеть в конфликте между Грузией и Россией в прошлом году только двусторонний конфликт. Это был конфликт между разными системами ценностей. Мы должны быть довольно смелыми, чтобы развивать и защищать демократические ценности. В ином случае мы должны проглотить все спокойно и наблюдать, как основной принцип территориального суверенитета из года в год теряет свое значение.

- Не ощущаете ли Вы себя иногда покинутым западными странами? Например когда речь идет о членстве в НАТО, на что у Вас пока что нет уверенной перспективы.

- Иногда да. Но речь идет не о моей личной позиции. Чем больше территория, которая подпадает под общеевропейскую политику безопасности, тем эта политика эффективнее. Европейские политики должны понять, что преимущества будут не только у Украины. Распространение европейских ценностей на восток выгодно в первую очередь самой Европе. Другие мнения близоруки. Искренне ли мы верим в европейские ценности? Или европейцы хотят заглядывать за забор и смотреть, как одна из европейских стран погружается в атмосферу нестабильности?

- Но США, очевидно, верят больше, чем европейские страны, в присоединение Украины к НАТО?

- Я думаю, это верно. Европейцы считают свою безопасность чем-то второстепенным. Я не часто вижу реальную причастность европейцев к этой сфере.

- Оранжевая революция вызвала большой энтузиазм также на Западе. Но мечта сменилась разочарованием, когда ваша с Юлией Тимошенко команда распалась. Вы находитесь в постоянной борьбе за власть.

- Это очень примитивная точка зрения. Чего мы достигли с 2004 года? Наш ВВП удвоился, мы увеличили вдесятеро минимальную пенсию, заработная плата увеличилась в четыре раза. Мы утроили расходы на социальную политику. Является ли это причиной для разочарования?

Когда я вступил на должность, в Украине было 7,5 млрд. долларов США иностранных инвестиций, сейчас мы имеем 38 млрд. долларов. Это разочаровывает?

Украинцы вышли 4,5 лет назад на улицы, так как не существовало свободы слова и не было свободной прессы. Сейчас Президент - наиболее критикуемое лицо в Украине. Раньше мы не могли свободно избирать. С тех пор дважды проходили парламентские выборы и каждый раз побеждала оппозиция. Это вызывает разочарование?

- Но мы говорим о Ваших плохих отношениях с премьер-министром Юлией Тимошенко.

- Когда я стоял на Майдане Незалежности во время демонстраций, Тимошенко стояла позади меня. Вокруг нас были десятки других политиков. Когда я пришел к власти, я назначил их на должности. Тимошенко была премьер-министром. Но через шесть месяцев экономический рост упал из-за ее популизма и неверной экономической политики. Одно дело стоять на площади и выкрикивать лозунги. Быть ответственным за социальное и экономическое развитие - совсем другое. Это не конфликт между личностями, а конфликт идеологий и ценностей. Я выступаю за европейскую политику и рыночную экономику, она - за социалистическое управление вчерашнего дня и популизм.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram