ГоловнаПолітика

Воля Банковой – не воля народа

Тысячу и один способ борьбы с Тимошенко перепробовал Ющенко, пока не убедился: лучший из них – полноценное использование своих конституционных прав. Которых у президента, на самом деле, не так уж мало. На прошлой неделе Банковая, наконец, выработала некое подобие плана комплексной борьбы с премьером. Ключевой инструментарий: СНБО, КСУ, МИД, вертикаль госадминистраций на местах. Вспомогательный – проведение соответствующей информационной политики.

Воля Банковой – не воля народа

Что может президент

Первый бой Тимошенко дали на скандальном «газовом» СНБО. Прокуратура по его результатам затеяла проверку законности действий премьера, подписавшей контракты с Путиным. Не дождавшись выводов ГПУ, МИД оперативно оповестил всех, с кем Украина состоит в дипломатических отношениях, о том, что Тимошенко – преступница и предатель национальных интересов. Подавалось это, конечно, как «информирование о результатах заседания», однако форма мэссиджа сути его не изменила.

Так Виктор Ющенко поразил две цели разом

Во-первых, задекларировал намерение вернуться к активной внешнеполитической деятельности. Ее осуществление, согласно Конституции – функция главы государства. Первые полтора года своего «царствования» Ющенко довольно много времени и сил посвящал ее выполнению. Но когда проекты «Украина в НАТО» и «признание мировой общественностью Голодомора геноцидом» потерпели крах, энтузиазм Виктора Андреевича сошел на нет.

Эстафету стремительно перехватила Юлия Владимировна. Формированием своего позитивного имиджа за рубежом она озаботилась еще в бытность предводителем оппозиции. Теперь, при помощи Немыри в Европе, Медведчука – в России и Пинчука – в США, пытается позиционировать себя в качестве безальтернативного лидера Украины на ближайшие десять лет.

Ющенко, в котором мировые столицы разочаровались давно и глубоко, ей до поры до времени не мешал. Теперь он выражает желание вернуться «в большую игру». Думает, что еще не поздно.

Репетицию Виктор Андреевич наметил на 23 марта – дату проведения Инвестиционного саммита в Брюсселе. Правда, поедет он туда при условии участия в мероприятии главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу. Крылатая фраза последнего – «Если Украина хочет сближения с ЕС, она не должна создавать проблемы с поступлением газа в ЕС», растиражированная в разгар конфликта Киева и Москвы западными СМИ и начисто проигнорированная отечественными, добавляет гаранту уверенности в том, что они легко найдут общий язык.

К тому же, удачная презентация себя в Старом и Новом свете – непременное условие для каждого серьезного кандидата в президенты.

Во-вторых, Виктор Андреевич напомнил: СНБО может многое. Последствия выборочного склероза Юлии Владимировне поможет ликвидировать ее нынешний соратник Гайдук. Весной 2007-го он ретировался с должности секретаря Совбеза, не пожелав «освятить» своей подписью проект резонансного решения об отстранении от выполнения обязанностей (подразумевающего последующий арест) пятерых членов правительства Януковича. Второй пункт документа предполагал введение в стране чрезвычайного положения. Получение соответствующего согласия у распущенной Рады не требовалось.

В разгар борьбы за проведение досрочных выборов на этом настаивал Виктор Балога. Собственно, повздорив с Балогой и не найдя поддержки у президента, Гайдук тогда и уволился.

Подконтрольная Банковой ГПУ также может многое. Но далеко не все. БЮТ, господствующему в судах, не составит особого труда заблокировать ее решения. В том числе – в Конституционном, где с учетом «кадров» Медвдечука «бело-сердечные» имеют большинство голосов.

Тигипко, Гайдук, Порошенко – слабое звено

Именно поэтому БЮТ почти не озаботился представлением СП в КСУ с просьбой пояснить законность замены одних министров другими. Это логично порождает вопрос о размывании ответственности. Также о том, какое отношение к коалиции имеет Кабмин, битком набитый симпатиками Тимошенко? И есть ли тогда вообще коалиция?

Благо в Конституции процедура кадровых ротаций после переформатирования самого большинства выписана нечетко.

«Бютовцы» хранят спокойствие. Они-то знают: однозначного ответа проще добиться от глухонемого, чем от Конституционного суда. Члены КСУ, в том числе глава ведомства – земляк Балоги Андрей Стрижак, связанные круговой порукой и соображениями личной выгоды, чрезвычайно осторожны. Для политических представлений вариантов у них всего два: либо вопрос признается вообще не относящимся к компетенции КСУ, либо ответ на него формируется пространно – «и нашим и вашим».

Автор представления Марина Ставнийчук бесперспективность затеи осознавала не хуже «бютовцев». О чем честно предупреждала Балогу с Пукшиным. Начальство ответило: или заявление об увольнении, или представление. Последнее в любом случае не помешает.

Оперативностью работы КСУ похвастаться не может. Впрочем, признание тимошенковских рокировок незаконными даже «задним числом» – лишний повод для критики ЮВТ. Большего не надо. Ведь в нынешних условиях без перевыборов Кабмин все равно не поменять.

А вот блокировать кадровые перестановки Банковой вполне по силам. Попутно дискредитируя сильных игроков, примкнувших к Тимошенко.

Впрочем, и без козней СП «штыков» для голосования – даже пакетного, у «демократического большинства» не хватает. Юлии Владимировне проще прикупить их у коммунистов, чем удовлетворять каждого «нашеукраинца» по отдельности. Мало того, что на вакансии они выдвинули 120 кандидатов сразу, так еще и на президента начали оглядываться.

Виктор Ющенко на прошлой неделе по одному вызывал на ковер «оранжевых» «проправительственной» ориентации. На «беседе», в частности, побывали Третьяков, Палица, Костенко, Матвиенко, Жебривский. Гарант объяснял им, почему Тимошенко плохая и почему нельзя ей помогать. Одно «но»: дальнейшего плана действий не изложил. Его у него просто нет.

Зато появился маленький бонус: чем интенсивнее возня вокруг должностей, тем ниже котировки акций тех, кто на них претендует. В частности Тигипко, Гайдука и Порошенко. Сергея Леонидовича давеча уже «спалили» при попытке вернуть в кресло главы НБУ. Виталию Анатольевичу Юлия Владимировна намедни задала вопрос: «Скажите честно: хотите, чтоб я вас назначила?». «Не знаю», – растерялся он. Реплика премьера декодируется однозначно: «не видать вам кресла, как своих ушей».

Что до Петра Алексеевича, то сблизившись с ЮВТ, он, конечно, старается не вспоминать обиды 2005-го, звание члена «группы в полосатых купальниках» и т.д. Зато Борис Колесников не забыл, как 1 апреля 2005-го, пригласив на Банковую, Порошенко его поставил перед выбором: или половина таких-то акций и столько-то мест в списке ПР в 2006-м, или – тюрьма. Друг Ахметова воспринял это как неудачный розыгрыш, а уже 6 апреля осматривался в камере. По факту вынесения вердикта в «деле Пенчука», судебное рассмотрение которого близится к концу, он намеревается подробно рассказать об этом не только узким, но самым что ни есть широким кругам.

Принцип «домино»

На Банковой небезосновательно подозревают: Тимошенко сама может попытаться «соскочить» в отставку. Так, по крайней мере, настоятельно советует премьеру ее ближайшее окружение.

Собственно, это напрямую зависит от дальнейшего развития ситуации. Конкретно – «переживет» ли страна февраль–апрель. Пока прогнозы неутешительные. Вероятность дефолта, как считают специалисты, весьма высока. И кратно увеличивается из-за того, что ни правительство, ни НБУ особых контрмер не предпринимают. Так, по крайней мере, посланники МВФ объяснили на закрытой встрече спикеру Литвину. Отсутствие у правительства Тимошенко комплексной антикризисной программы их пренеприятнейшим образом удивило. Не говоря уже о программе деятельности Кабмина как таковой.

Обрадовались этому только «регионалы» – когда Николай Азаров на одном из коротких совещаний пересказывал коллегам добытые им «разведданные». «Нечего ерничать. Мы же первые от этого страдаем, – среагировал один из депутатов-представителей крупной промышленности Востока. – Металлургия не просто стоит, она лежит. Падение 40%! Посчитайте убытки. Раз мы такие умные – могли бы сами антикризисную программу разработать. Выполнять ее, конечно, Тимошенко не станет, зато мы свою протестную позицию продемонстрируем».Спорить с ним никто не стал.

По прогнозам экспертов МВФ, в 2009-м отечественная экономика сократится на 10% и потребует внешних вливаний в размере $45 млрд. Из которых на долю государственного сектора придется только $5 млрд.

Шансов выкарабкаться у Украины всего два.

Первый – получение помощи от Европы. И не потому, что Старый свет такой добрый, скорее – боится, что дефолт крупного государства в центре континента спровоцирует «принцип домино». К тому же, слабая Украина – слишком щедрый подарок для России. Второй шанс в том, что украинские политики спохватятся, уразумев: цена президентского, равно как любого другого кресла в стране, объявленной банкротом, равна нулю.

Крепкая рука Тимошенко

Важным пунктом «плана Банковой» является проведение «правильной» информационной политики. Каждый вечер на «главном канале страны» вместо новостей – сеансы массового запугивания. Лейтмотив – «завтра будет еще хуже». В Херсоне бастуют рабочие, в Донецке – шахтеры, Крым и Днепропетровск сидят без тепла, в кране закончилась вода, в магазине – продукты. Виноват во всем, конечно, Кабмин.

Подобная стратегия чревата возникновением социального взрыва. Который и провоцировать-то особо уже не надо. Украинский его вариант несколько специфичен. Осознав, что забастовки желаемого результата не приносят, граждане – там, где это возможно, пытаются исправить ситуацию собственными силами. Отключили, допустим, в Ялте отопление. Горожане недельку с властью попререкались, а потом самовольно распломбировали котельные.

Примеров локальной анархии множество. В таких случаях основные «командные функции» принимает на себя местная власть. Учитывая, что вертикаль государственных администраций подчинена президенту, Банковая надеется взять ситуацию под контроль. Виктору Андреевичу не дает, видите ли, покоя титул его друга Кадаффи – «лидер революции». Ющенко не понимает, что возглавить стихийный процесс невозможно. И даже крошечный социальный бунт провоцирует эффект «домино» похлеще крупного дефолта.

Со временем, устав от дрязг и нестабильности, общество укрепляется в мысли о пользе «крепкой руки». Сможет ли Виктор Андреевич ответить на подобный «вызов времени»? Сомнительно. Воспользуется ли шансом Виктор Янукович? Вряд ли. А вот Тимошенко своего, очевидно, не упустит. И ее рука будет такой крепкой, что мало не покажется. Только на Банковой этого, похоже, не осознают.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram