ГоловнаПолітика

И не судимы будете…

Выборы ведь не за горами. Судя по опросам, к финишу кандидаты могут придти «ноздря в ноздрю». А значит, вполне возможно, что и судьба следующего президентства будет решаться в судах.

И не судимы будете…

Украинские политики в последнее время расшалились как школьники на перемене. Подростки, правда, курят в подворотне и демонстративно матерятся главным образом для того, чтобы походить на взрослых. Политики, по идее, сами должны быть образцом для подражания. А чему тут подражать? Виктор Ющенко на заседании СНБО пугает Юлию Тимошенко… ну, скажем так, филейными частями ее спонсоров. Сама Тимошенко на пресс-конференции называет киевского мэра «огрызком». «Регионалка» Богословская в открытую именует премьера «воровкой». Ее коллеги по партии выясняют на страницах прессы, кто из них «барыга», а кто – «пыль придорожная». А круче всех выглядит министр внутренних дел, на коллегии МВД (!) призывающий подчиненных поставить судей в «стойло». И это тот самый Юрий Луценко, возмущавшийся словами Виктора Януковича о «козлах, которые мешают ему жить»! Даже президент, который, как мы видим, тоже в выражениях в последнее время не стесняется, в отношении третьей власти предпочитает высказываться поприличнее. В среду, к примеру, Ющенко назвал судебную систему всего лишь «тормозом». Демократического развития страны.

По поводу того, кто в нашей стране тормозит демократическое развитие, с президентом, конечно, можно поспорить. Но все же подозрительно, с каким единодушием озаботились судьбой отечественной судебной системы едва ли не все политические силы страны. Хотя… После удивительного спектакля, разыгранного перед телекамерами судьей Игорем Зваричем, уверявшим, что долларами он просто «засевал» помещение суда, публично защищать украинскую Фемиду решится не каждый.

Впрочем, и эту историю каждый попытался использовать в своих целях. Президент на пресс-конференции по итогам года поспешил обвинить в протежировании «засевателя» сторонников премьера, те в ответ сообщили, что рассмотрение вопроса о Звариче тормозилось генпрокуратурой с санкции Ющенко. Потом оказалось, что в деле фигурирует фамилия представителя президента, которому даже пришлось в связи с этим подать в отставку. Ну а точку в дискуссии – невольно – поставили сотрудники СП. Направившие (как потом объясняли – по ошибке) беглому судье новогоднее поздравление от имени Виктора Андреевича. После этого к вопросу о том, кто кому помогал, на Банковой предпочитали не возвращаться.

В этом, кстати, тоже есть своя логика. О продажности отечественных судей ходят настоящие легенды. И очень часто слухи имеют под собой вполне реальную почву – взятки ведь дают не только чиновники, но и обычные люди, которых ежедневно убеждают, что без денег на справедливое решение вопроса в суде даже надеяться не стоит. А вот привлечь судью к ответственности практически невозможно – у него иммунитет посильнее депутатского. Возмущаясь коррупцией синхронно с согражданами, Ющенко тем самым демонстрирует, что он – пусть и формальную – но солидарен с простыми людьми. То, чего в последнее время ему так не хватает. 

Нечто подобное технологи Банковой пытались сделать с предвыборными лозунгами «Нашей Украины» в 2007 году – слоганы «Отменим депутатскую неприкосновенность» и «Закон один для всех» (сопровождавшиеся изображением президента) должны были резонировать с чувствами избирателей. Резонанс, правда, оказался не таким мощным, как рассчитывали. Но в нынешних условиях даже пара дополнительных процентов для Виктора Ющенко лишними не будут. Впрочем, оппоненты президента – и «регионалы», и «бютовцы» – отставать от Банковой не собираются. Потому и наблюдаем мы в последнее время настоящий парад борцов с судейской коррупцией. Благо служители Фемиды успели установить тесные связи со всеми политическими силами и при желании обвинения всегда можно дополнить яркими примерами – в которых фигурировали бы не только «продажные судьи», но и их «друзья» из числа политических оппонентов обвинителей.

Парадокс ситуации состоит в том, что борцов с коррупцией – хоть отбавляй, а борьбы (не говоря уже о результатах) практически не видно. Служба безопасности Украины, с подачи которой, собственно, и началась раскрутка «дела Зварича», за прошлый год возбудила против судей… 54 уголовных дела. Плюс – несколько десятков протоколов о коррупционных действиях. Это даже на каплю в море не тянет. Есть, правда, еще и Генеральная прокуратура. Но ее представители предпочитают жаловаться на депутатов и судейские органы, не желающие «выдавать своих». Заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин недавно возмущался, что «на министра, образно говоря, надеть наручники может сельский участковый, а на судью из того же села надо согласие ВР!».

До 2007 года Верховная Рада действительно ни разу не давала согласие на привлечение судьи к ответственности. Первым прецедентом стало дело Олега Пампуры (следователям удалось задокументировать около сотни случаев получения им взяток), но глава Арбузинского райсуда до сих пор «в бегах». Депутаты в ответ напоминают, что деньги Пампура получал не через депутатов, а через милиционеров, а на подписку о невыезде его отпустили прокурорские работники. Обвинениями со стороны ГПУ возмущаются и в Верховном Суде. Здесь гордятся тем, что председатель ВС Василий Онопенко за последний год внес в Высший совет юстиции целых… семь представлений на отстранение судей от должности. Зато теперь с чувством выполненного долга Василий Васильевич строго выговаривает Юрию Витальевичу за непочтительное отношение к судейскому корпусу и обещание превратить 2009-й в «год войны с судьями».

Конечно, не дело милиции с Фемидой воевать, у нее и без того хватает обязанностей. Но, похоже, не со стороны МВД Онопенко нужно ждать главного удара. Уже упомянутый заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин пообещал внести в ВСЮ представление об увольнении сразу 350 судей. Цифра фантастическая, если учесть, что за последние три года в Высший совет юстиции поступило не больше десятка подобных представлений. Причем на этот раз требование предварительного согласия депутатов ГПУ не смущает. Там взяли на вооружение ноу-хау Банковой. Они предлагают не уволить судей за нарушение присяги, а просто… признать незаконным их назначение. Дескать, получили они свои должности из рук Совета судей на основании постановления Верховной Рады, хотя закона, устанавливающего подобную процедуру, нет. Но при чем здесь в таком случае борьба с коррупцией? Да и сам Кузьмин признает, что Совет судей успел назначить около тысячи судей, а пострадает только треть.

Собственно, замгенпрокурора и сам оговаривается, что дело не только в «восстановлении законности». Цитата дословная: «Почему сегодня судебная власть политизирована и находится, по сути, в одних руках? Почему народный депутат от определенной политсилы возглавил Верховный Суд страны… и через подконтрольный ему Совет судей влияет на назначение всех председателей судов и их заместителей в стране?» Это уже прямой выпад в адрес БЮТ, по списку которого Василий Онопенко действительно был избран народным депутатом. Правда, больше похожий на оговорку по Фрейду. Ведь самого Кузьмина, как собственно и его непосредственного начальника Александра Медведько, считают близкими к «бело-синему» лагерю. Не получается ли так, что возмущаясь «монополией» «бютовцев» на назначения судей, он намекает на необходимость «делиться»? Или, того хуже, на переход «монополии» в более надежные руки?

Мотив у «регионалов» и у президента (влияющему на ГПУ посильнее «бело-синих») есть. Выборы ведь не за горами. Судя по опросам, к финишу кандидаты могут придти «ноздря в ноздрю». А значит, вполне возможно, что и судьба следующего президентства будет решаться в судах. Как «бютовцы» могут использовать свое влияние на третью власть, они наглядно продемонстрировали минувшей осенью. Правда, предъявляя претензии оппонентам, иногда все-таки стоит взглянуть в зеркало. В конце концов, на утверждение судей в Верховной Раде не последнее влияние оказывает председатель профильного комитета Сергей Кивалов. И его, при желании, тоже можно обвинить в «излишней политизации». Что уж говорить о президенте, возглавляющем вполне определенную политическую силу .

Впрочем, кто-кто, а Виктор Ющенко в своей партийности не видит ничего предосудительного. Иначе не стал бы на заседании СНБО, том самом, где вспоминал об анатомических подробностях спонсоров БЮТ, возмущаться в унисон с Кузьминым излишним влиянием Юлии Тимошенко на суды. А ведь так и сказал премьеру – «ВАШИ СУДЫ». И не пугал бы судей «похоронами» в случае подчинения их «одному человеку». Мы-то с вами знаем имя этого человека. Впрочем, вполне возможно, что главную причину недовольства президента назвал по простоте душевной все тот же Кузьмин. Когда предложил журналистам представить, что будет, если кто-то неназванный «просто обратится в какой-нибудь районный суд с иском о том, что президента выбрали неправильно». Видимо, что-то очень страшное. Покруче революции. Где уж тут за словами следить.

Алексей МустафинАлексей Мустафин, руководитель департамента документально-публицистических программ СТБ
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram