ГоловнаПолітика

Маскировка Украиной

Для российских СМИ Украина превращается в этакую маску, закрывающую собственную реальность.

Маскировка Украиной

«Все более актуальными становятся два сценария развития событий. Первый: распад страны произойдет настолько стремительно, что взять под контроль протест недовольных окружающим бардаком людей можно будет только в каждом регионе в отдельности. В каждом из них выделятся свои собственные политические лидеры, которые не обязательно будут приняты соседями. Второй сценарий: распада страны удастся избежать, но... общим знаменателем... в таком случае может стать только диктатура. Правда, вначале ее трудно будет распознать, поскольку первый шаг новых правителей найдет всенародную поддержку – имущество и активы олигархов будут национализированы, а потоки капиталов сконцентрированы в едином центре...».

Это отрывок из редакционной статьи популярного московского еженедельника «Русский репортер», посвященного ситуации в Украине. Приехав в нашу страну, журналисты издания не нашли и тени политических стереотипов, активно внедряющихся в сознание российских телезрителей и потребителей других официозных СМИ кремлевской пропагандой. Они не увидели противостояния Востока и Запада, они не заметили антирусских настроений и особого стремления поддерживать «антироссийскую власть» – о чем с удивлением и написали. Об удивлении – не мой вывод. В тексте так и написано – «как с удивлением заметили наши корреспонденты».

Но журналистов посылали в Украину не за удивлением, а за определенным сценарием – написать о будущей дезинтеграции соседней страны как главной – ! – угрозе для России в наступившем году. Логики в таком сценарии нельзя найти никакой – при всех очевидных экономических проблемах к расколу приводит только противостояние хотя бы какому-то признаку. И если оно не наблюдается, то почему обязательно должен наступить раскол? И по каким таким границам?

Этого «Русский репортер» своим читателям также не рассказывает. И после внимательного прочтения подборки его украинских материалов возникает ощущение, что речь в них идет совсем не об Украине – тем более что соседствующие с украинскими материалы о российской глубинке обнаруживают такую степень социального упадка, до которого украинцам еще плыть и плыть. «В воздухе мастерской тонкая липовая взвесь. Пыль забивает легкие, губит мастеров. В Майдане долго не живут, старятся рано.

Здесь отдыха нет, работа и вино вместо отдыха. Даже старые люди говорят: «Выходи из душегубки!», – рассказывает побывавший в знаменитом производством традиционной матрешки нижегородском селе Полх-Майдан журналист… Так отчего же так велик патриотический оптимизм по поводу собственной страны и так очевидна уверенность, что в Украине о государственных интересах и не думают – а в России только о них и размышляют?

На самом деле никакой такой уверенности нет. Все гораздо проще. Мало того, что российские СМИ привыкли отрабатывать заказ паникующей в преддверии кризиса власти или связанных с нею владельцев, так и у самих журналистов за серые путинские годы выработалось что-то вроде самоцензуры. Многие из них прекрасно понимают, что происходит в их собственной стране, подошедшей к самому краю социальной, политической, экономической пропасти. Знают, как велики межрегиональные противоречия. И не могут не понимать, что в российских условиях эти противоречия приводят еще и к межнациональным проблемам – так уже было в начале 90-х, когда Кремль с трудом успокаивал амбиции национальных республик, не желавших, чтобы с ними продолжали обращаться по-барски. И так, конечно же, может случиться и сейчас, когда деньги, нужные для затыкания ртов элиты и населения национальных республик, закончатся. Вот бы об этом написать! Обо все еще не умиротворенном Кавказе, о Чечне, где проходят митинги – отнюдь не стихийные – против досрочного освобождения убийцы чеченской девушки Эльзы Кунгаевой полковника Юрия Буданова и убийства адвоката семьи Кунгаевых Станислава Маркелова. О проблемах регионов-доноров, перестающих быть донорами, и дотационных регионах, которые не знают, кто им вскоре будет платить.

Но об этом писать нельзя, да и не хочется. Поэтому для российских СМИ Украина превращается в этакую маску, закрывающую собственную реальность. Если мы еще раз вчитаемся в строки прогноза, приведенного мной в начале статьи, мы увидим, что он гораздо актуальнее и точнее для России, чем для Украины. Более того – это вообще о России, только назвать вещи своими именами московские журналисты просто не решаются. Именно поэтому они пишут о соседней стране. Им гораздо проще писать о политической борьбе в Украине и недоверии населения к политикам – потому что об изнурительной борьбе российских кланов они ничего не знают, а о недоверии населения к политикам нельзя писать даже после первых демонстраций, на которых впервые выдвигалось требование об отставке Владимира Путина. Им гораздо приятнее писать о расколе Украины – потому что за текст о расколе России можно оказаться в стане неугодных, да и неприятно это. И не беда, что с логикой нелады – главное, что Украина начинает выполнять для россиян важную миссию. Она учит их думать. А тот, кто пытается подумать о чужих проблемах, рано или поздно замечает и собственные…

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram