ГоловнаПолітика

Компромисс Тимошенко

Наконец-то выбравшись в российскую столицу, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко достигла компромисса со своим коллегой Владимиром Путиным.

Компромисс Тимошенко

По большому счету, главы правительств подтвердили подписанный ими меморандум – тот самый, который президент России Дмитрий Медведев поспешил объявить недействующим. Для Владимира Путина, как оказалось, он действует – вероятно, глава российского правительства и воспринимает 20%-ную скидку на газ для Украины на 2009 год как постепенное повышение цены. Возможно, Юлия Тимошенко вкладывала в газовый меморандум другое содержание – но сейчас об этом можно только догадываться. Тем более что и сам меморандум, и нынешние договоренности премьер-министров – довольно расплывчаты. Никто не знал, когда подписывался меморандум, о какой именно цене шла речь, на какой период рассчитывается плавное повышение и какое количество газа Украина будет закупать собственно у России, а какое – у стран Центральной Азии, своих традиционных поставщиков. Никто не знает и сегодня, что такое европейская цена. Руководители «Нафтогаза» резонно отмечали, что когда они обратились за разъяснениями к европейцам, те так и не смогли сказать им, по какой формуле эта цена определяется. У каждой страны Евросоюза она своя. Так что на самом деле никакой реально обоснованной и никакой рыночной или европейской цены на газ просто не существует. Любые характеристики такой цены – лишь попытка закамуфлировать договоренности, заключенные высшими должностными лицами.

На практике это означает, что Владимир Путин и Юлия Тимошенко о чем-то договорились между собой – о чем именно и на каких условиях, мы пока что не знаем и вряд ли узнаем в ближайшее время. Любая цена, которая будет обнародована, станет априори европейской со скидкой. И к тому же эта она может оказаться недолговременной, рассчитанной разве что на первый квартал – а потом станет корректироваться.

Учитывая то, что российская сторона прокомментировала итоги встречи Тимошенко и Путина с нескрываемым удовлетворением, можно легко предположить, что на компромисс пошла все-таки украинский премьер. Но это тоже досужие домыслы. В конце концов, сегодня «Газпром» в гораздо большей степени заинтересован в возобновлении собственного транзита, чем Украина – в поставках российского газа. Украина без поставок может еще прожить, по признанию самого же Путина – месяца два. «Газпром» за два этих месяца понесет огромные, многомиллиардные убытки – и к тому же с каждым днем конфликта в Европе будет зреть понимание, что от энергетических отношений с Россией нужно избавляться как можно скорее. О Южных и Северных потоках можно забыть, но даже в кулуарах российской власти множатся чиновники, понимающие: после того, как российское газовое ружье, все эти годы висевшее на сцене, наконец-то выстрелило и вместо того, чтобы поразить украинцев, рикошетом ударило по европейцам, шансы наращивать продажи российского газа невелики.

Так что в разрешении конфликта «Газпром» заинтересован не меньше «Нафтогаза». Но еще российское руководство заинтересовано в сохранении лица. Ему совершенно необходимо продемонстрировать, что украинцы наконец-то все осознали, приехали мириться, соглашаться и уступать мудрому Владимиру Владимировичу. И тут пропагандистские цели Москвы совпадают с пропагандистскими целями антитимошенковской части украинского истеблишмента. Причем критиковать Тимошенко станут с двух сторон. В президентском Секретариате ее объявили московской шпионкой еще до того, как премьер вылетела в Москву – так что даже если бы она договорилась с Путиным о бесплатном газе, это тут же было бы объявлено хитроумной мышеловкой. А в Партии регионов Тимошенко уже начали ругать за недостаточно близкие отношения с Россией, которые и не позволили ей нормально договориться.

Тимошенко это только на руку: в ситуации разнонаправленной критики с двух сторон она выглядит человеком компромисса – и в Москве это подтверждают. А то, в чем настоящий смысл этого компромисса, похоже, не интересует ни сторонников, ни критиков Юлии Владимировны.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram