В мутной воде
Компания "Днепразот" в основном выпускает удобрения, а жидкий хлор для очистки воды - это дополнительная продукция, которая составляет всего 10% от общего объема продукции. Когда из-за роста цен на природный газ производство удобрений стало убыточным, завод остановился полностью - в том числе и хлорная группа цехов. Одновременно "Днепразот" обратился в Антимонопольный комитет с просьбой изучить возможность повышения отпускных цен на жидкий хлор.
Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы А-95 и давний публичный оппонент бизнес-группы Коломойского-Боголюбова, пояснил остановку завода таким образом: с 1 апреля 2018 года закончился контракт между "Днепразотом" и "Укрнафтой" на поставку газа. Оба предприятия входят в сферу интересов Игоря Коломойского. В 2011 году "Укрнафта" арендовала цех по выпуску аммиака на "Днепразоте".
"Таким образом исчезла необходимость продавать газ "Укрнафты" государству по низким регулируемым ценам, а продавать его по таким же низким ценам своему предприятию. Так был образован еще один мощный канал вывода средств из “Укрнафты”. Полугосударственная нефтедобывающая компания поставляла газ, производила аммиак и тут же продавала его "Днепразоту". По данным аналитиков группы, только в 2017 году "Укрнафта" недополучила, а значит фактически дотировала завод своего миноритарного акционера, на 1 млрд грн", - утверждает Сергей Куюн.
В 2015 году после изменений в закон "Об акционерных обществах" Игорь Коломойский ослабил влияние на "Укрнафту". Новый руководитель компании-добытчика нефти и газа Марк Роллинз разорвал сомнительное соглашение с "Днепразотом". Потеря источника дешевого газа привела к остановке химзавода. Куюн считает, что остановка хлорных цехов - политическое решение в борьбе за низкие цены на газ: "Выкручивает руки правительству, прикрываясь хлоркой для водоканалов как щитом".
Если мнение Сергея Куюна кажется вам предвзятым из-за его давних противоречий с бизнес-группой Коломойского, прочтите комментарий Дмитрия Хорошуна, аналитика инвесткомпании Concordе Capital.
"С одной стороны, упоминание цены природного газа как фактора себестоимости при производстве жидкого хлора выглядит натяжкой, потому что, я считаю, именно для производства жидкого хлора (электролиз раствора обыкновенной соли, сжижение газообразного хлора) природный газ не является главным фактором себестоимости. Поэтому упоминание цены на природный газ выглядит как манипуляция, особенно в свете того, что "Днепразот" недавно лишился источника дешевого природного газа из-за прекращения сотрудничества с "Укрнафтой". С другой стороны, действительно есть связь производства жидкого хлора с прочими цехами "Днепразота" и, по цепочке, с потреблением природного газа. Например, при электролизе можно получить не только хлор, но и каустическую соду, но для этого необходимо тепло для выпаривания раствора. Тепло на "Днепразоте" при работе азотных цехов, использующих природный газ, доступно как побочный продукт, и при простаивании азотных цехов рентабельность производства хлора снижается. Кроме того, вспомогательные цеха, например, транспортный, при работе только на производство хлора резко снижают рентабельность", - поясняет Дмитрий Хорошун. То есть здравый смысл в заявлениях "Днепразота" тоже имеется.
"Днепразот" должен покупать газ по рыночной стоимости, заявил премьер-министр Владимир Гройсман. "Что касается хлора – я поручил системно заниматься этим вопросом вице-премьер министру Геннадию Зубко, и тот план, который на сегодня представлен, говорит о том, что хлор в Украине будет. Что касается предприятия – я готов сделать все, чтобы сберечь рабочие места, но пока что инструментов у меня нет", – добавил премьер.
На чистую воду
Вскоре инструменты появились. Водоканалы начали закупать хлор за рубежом, в частности, в Румынии и Узбекистане. Хлор также производят в Польше и Венгрии (из Венгрии в украинское Закарпатье даже поставили партию в качестве гуманитарной помощи).
"Сейчас из Румынии уже начали завозить первые партии хлора, но наземным транспортом завести достаточное его количество невозможно. Наладить импорт азота - не проблема, но нам нужно время. Из Узбекистана мы сможем получить хлор только в 20-30 числах августа", - пояснила в эфире телеканала 24 Ольга Бабий, вице-президент Ассоциации водоканалов.
Сергей Литвиненко, замдиректора "Аульской хлоропереливной станции", уверяет, что импортным хлором можно закрыть только половину потребности Украины. Да и с этой половиной возникают как логистические, так и бюрократические проблемы.
Еще одна проблема - цена. Импортный хлор не дешев, но и хлор "Днепразота", с учетом простоя других цехов завода, стал дороже в три раза.
"Если среднерыночная цена одной тонны жидкого хлора была 17-20 тысяч гривен, то сейчас она будет идти в разрезе от 42 до 56 тысяч гривен в зависимости от логистики", - подсчитала Ольга Бабий в эфире Громадського радио.
У водоканалов нет денег на закупку более дорогого хлора, потому что тарифы на водоснабжение устанавливает Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг. В тарифе заложена старая цена хлора. Поднимать тарифы на воду накануне президентских выборов никто не хочет. Дмитрий Хорошун из Сoncorde Capital успокаивает, что доля затрат на хлор в структуре тарифа невелика - это не будет ударом по карману простого украинца.
"Наилучшим выходом будет временное повышение цены на хлор для "Днепразота", пусть и в несколько раз, потому что доля затрат на хлор в цене на водопроводную воду мала. Но вместе с налаживанием импорта хлора", - заключает аналитик инвесткомпании.
Дмитрий Хорошун приводит такие расчеты. Расход хлора - 3 грамма на кубометр. При средней прошлогодней цене хлора "Днепразота" затраты на хлорирование воды составляют всего 2 копейки на кубометр. При самой высокой цене, которая звучит в прессе на сегодня, затраты на очистку составят 20 копеек на кубометр. Для сравнения, тариф на водоснабжение в Киеве - около 16 гривен за кубометр. То есть рост цен на хлор приведет к росту тарифу на холодную воду примерно на 1%, на горячую - еще меньше.