ГоловнаЕкономікаДержава

Що собі думає "Газпром"?

Долгожданное решение Стокгольмского арбитража вместо того, чтобы положить конец противостоянию «Газпрома» и «Нафтогаза Украины», похоже, развязало новую газовую войну между соседними странами. Российская монополия,несмотря на решение суда, отказалась начать поставки газа в Украину, ссылаясь на отсутствие дополнения к контракту.

Фото: urengoy-dobycha.gazprom.ru

А неправильно засудят – отключим газ

Стокгольмский арбитраж 28 февраля 2018 г. обязал «Газпром» выплатить украинской компании 4,63 млрд долл за непрокачку предусмотренных транзитным контрактом 110 млрд кубометров газа в год. В декабре прошлого года арбитраж присудил «Газпрому» 2 млрд долл в споре компаний по контракту от 2009 г. на поставку газа, так что «Нафтогаз» теперь должен получить от российской монополиста 2,56 млрд долл. Чтобы у «Газпрома» не возникло желания отказаться от исполнения решения арбитража, президент Украины Петр Порошенко поручил добиваться ареста активов «Газпрома» в Европе, если не удастся получить средства не деньгами, не газом.

Также арбитраж обязал «Газпром» до конца транзитного соглашения в 2019 г. транспортировать через Украину 110 млрд кубометров газа в год или платить за недопоставленные объемы. Если транзит через Украину сохранится на уровне 2017 г. (около 94 млрд кубометров газа), по некоторым расчетам, «Газпром» будет терять 450 млн долл ежегодно. В связи с этим глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что если транзит будет меньше 110 млрд кубометров в год, компания вновь пойдет в арбитраж и отсудит компенсацию за невыполнение контракта.

Это может создать риск того, что «Газпрому» придется оттягивать объемы транзита с более выгодных для себя морских маршрутов в Турцию и в Германию.

Потери «Газпрома» от невыполнения обязательств по объему транзита газа через Украину не ограничиваются суммами, которые прописаны в решении Стокгольмского арбитража. Можно напомнить, как с октября 2016 г. по март 2017 г. решением политического руководства России монополия резко сократила транзит газа через Украину. Тогда таким образом решили наказать нашу страну за то, что вместо покупки газа в России она стала приобретать его у европейских компаний. В итоге выяснились две вещи. Во-первых, такое сокращение никак не повлияло на уровень газовых цен в Европе. во-вторых, финансовые убытки понес сам «Газпром». В этот период он продал меньше газа своим традиционным партнерам, и недополученная прибыль оценивается примерно в четыре млрд долларов. Поняв, что «карательная акция» против «братской» Украины не принесла желаемых результатов, в Москве пошли на попятную. Но те газпромовские убытки можно приплюсовать к потерям, которые понесет «Газпром» по решению Стокгольмского арбитража. Они проходят по той же статье.

Фото: EPA/UPG

Действия «Газпрома» по газовому шантажу Украины в начале марта текущего года проходили по классическому сценарию ( вспомним январь 2006 и 2009 годов): значительное снижение температуры, увеличение спроса на газ в Европе, снижение давления на входе в украинскую ГТС, отказ поставлять газ в Украину. Это привело к определенным временным проблемы для украинских потребителей. В тоже время, премьер Украины Владимир Гройсман критично отметил, что «в энергетическом плане НАК «Нафтогаз Украины» должен быть более осмотрительным и заранее должен был создать запасы газа».

По данным коллег из «Радио Свободы» критическая ситуация возникла из-за того, что «Нафтогаз» не осуществлял достаточный мониторинг погоды и не оценил ее влияния на потребности в газе. Кроме этого, компания не обеспечила запас газа в трубе на уровне одного миллиарда кубических метров для покрытия пиковых потребностей. «Нафтогаз» своевременно не осуществлял планирование резервных импортных поставок газа из Европы, рассчитывая только на поступления ресурса газа из России.

Текущую работу газотранспортной системы в плане давления газа в трубе эксперты называют чуть ли не «экстремальным экспериментом в условиях отопительного сезона»: нынешних объемов запаса газа в трубе (только 700 млн кубических метров - 70% от минимума) недостаточно для стабильной работы газотранспортной сети. Кроме того, текущие темпы активного отбора газа из газохранилищ является критически максимальными. Как следствие, возможны обводнение пластов хранилищ, что может привести к снижению их герметичности и большим потерям.

По оперативным данным «Укртрансгаза», с начала отопительного сезона запасы природного газа в подземных хранилищах уменьшились на 41,2%.

Фото: EPA/UPG

И вновь продолжается суд

«Газпром» после решения Cтокгольмского арбитража не в свою пользу заявил об инициировании расторжения контрактов на поставку и транзит газа с НАК «Нафтогаз Украины».

Глава правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил 2 марта: «Стокгольмский арбитраж, руководствуясь двойными стандартами, принял асимметричное решение по контрактам на поставку и транзит газа с НАК «Нафтогаз Украины». Таким образом, решение арбитража существенно нарушило баланс интересов сторон по данным контрактам».

«Арбитры аргументировали свое решение резким ухудшением состояния украинской экономики. Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины. В такой ситуации продолжение действия контрактов для «Газпрома» является экономически нецелесообразным и невыгодным», - сказал он.

«Газпром» вынужден немедленно начать процедуру расторжения контрактов с НАК «Нафтогаз Украины» на поставку и транзит газа в Стокгольмском арбитраже», - добавил Миллер.

Можно предположить, что такая быстрая и эмоциональная реакция на «несправедливое» решение арбитражного суда ретрансляция мнения самого «газового императора». Но и само заявление, размещенное не на официальном сайте компании, а в Тwitter, и его содержание вызывает много вопросов.

Глава Газпрома Алексей Миллер
Фото: EPA/UPG
Глава Газпрома Алексей Миллер

Апелляция к сложностям украинской экономики как основанию по принятию решения арбитрами неуместна потому, что об этом шла речь в иске «Нафтогаза» по договору о поставках газа. После первого арбитражного решения «Газпром» почему-то не разрывал договоры.

Очевидно, что «Газпром» не может разорвать контракты в одностороннем порядке, это возможно сделать только через Стокгольмский арбитраж. При этом российская компания должна доказать арбитрам, что «Нафтогаз» совершил значительные нарушения контрактов. Сделать это, наверное, будет непросто.

Учитывая предыдущий опыт, можно предположить, что разбирательство дела о разрыве контрактов в Стокгольме займет значительное время. Оба контракта истекают 31 декабря 2019 года, и вполне возможно что арбитражное решение может появится к сроку окончания их действия. То есть весь процесс для «Газпрома» может оказаться безрезультатным.

Более того, начало процесса разрыва контрактов не означает, что «Газпром» не должен будет их исполнять в новой, утвержденной арбитражем конфигурации: поставлять газ Украине по низкой цене немецкого рынка и обеспечивать транзит в Европу через Украину в объеме не менее 110 млрд кубометров в год. Также «Газпром» в любом случае должен будет выполнить решение арбитража и выплатить «Нафтогазу» 2,6 млрд долл - в противном случае Украина может арестовать его активы в Европе, потребовав выполнения решения арбитража в национальных судах стран ЕС.

 «Газпром» также не может обойтись без транзитного контракта с «Нафтогазом», потому что без украинской ГТС не сможет поставлять газ в Европу. Даже если будут построены «Северный поток-2» и две нитки «Турецкого потока», «Газпрому», исходя из текущих показателей экспорта, все равно нужна будет Украина. И, конечно, российская компания ни при каком раскладе не пойдет на существенное нарушение контрактов с потребителями газа, прекратив транзит через Украину, поскольку это приведет к многомиллиардным штрафам, резко ухудшит репутацию российского газа в Европе и может вообще угрожать всему бизнесу, если не самому существованию «Газпрома».

С другой стороны, намерение «Газпрома» обжаловать арбитражные решения не выглядят юридически безупречными. Возможно, подавая апелляции, рассмотрение которых может занять год-два, монополия будет стремится выиграть дополнительное время для достижения наиболее приемлемого для себя исполнения арбитражных решений. Стремление «утопить» в судебных тяжбах негативные последствия поражения в арбитраже еще один вариант потянуть время до запуска обходных газопроводов. Если это произойдет, то у «Газпрома» будут уже другие позиции на переговорах по украинскому транзиту.

Так что для «Газпрома» и его кукловодов из Кремля становится весьма актуальным известная фраза Бенджамина Франклина: время – деньги.

Валерій ЩербинаВалерій Щербина, історик, економіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram