В декабре прошлого года Верховная Рада приняла ряд изменений к Налоговому Кодексу. Изменилась специфическая ставка акциза, увеличилась база для расчета адвалорной ставки. Как отреагировал рынок на такие изменения?
Действительно, сигареты среднего ценового сегмента платили 6.08 грн. акциза с каждой пачки, а с 1 января – 8.51 грн. акциза. Поменялись правила расчета адвалорной ставки – акциз, который зависит от цены вырос на 20 процентов. Однако, парадоксально, производители не спешат повышать цены. Более того, дешевые сигареты с фильтром уже заявляются по цене 8.50 грн. за пачку! Это меньше, чем один только акциз!
Почему так происходит?
В Украине есть компании, которые используют законодательную возможность, которая позволяет им накануне повышения акцизов произвести и продать своим связанным компаниям большое количество сигарет. После повышения акцизов, такие сигареты еще много месяцев продаются «по старым ценам». В Европе такая практика – незаконна.
Почему это плохо для бизнеса?
Производители, которые не пользуются такой «лазейкой» проигрывают своим конкурентам. И, как мы понимаем, вынуждены снижать цены, иногда даже работая себе в убыток. То есть можно сказать, что рынок испытывает ценовую турбулентность. Как результат, в сентябре средняя цена на пачку сигарет была 16 грн., то в январе -12,50 грн. за пачку. Понятно, что, продавая постоянно дешевеющий товар, мы теряем объем продаж в деньгах. Так сложилось, что в Украине сигареты являются популярным, но низкорентабельным товаром для розницы, и любые не осторожные действия на рынке могут привести к потенциальным убыткам.
Для розничной торговли постоянные ценовые колебания сигарет, которые являются подакцизным товаром, достаточно серьезная проблема, которая связана с прогнозированием продаж, с усложненным процессом управления запасами, наличием одного и того же продукта по разным ценам. Но самое главное, это ожидание покупателями постоянного снижения цен и претензии к рознице, если данного продукта нет в наличии.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание, что ценовые войны приводят к снижению базы налогообложения сигарет и, соответственно, поступлений в бюджет Украины.
Что может сделать государство, чтобы переломить ситуацию?
Мы ожидаем, что в ближайшее время Кабинет Министров Украины, в соответствии с полномочиями, которые предоставила Верховная Рада Украины, наряду с максимальными розничными ценами, введет правило установки минимальных розничных цены на сигареты. Уровень 16-17 гривен за пачку является достаточно приемлемым. Мы ожидаем, что с 1 марта сигареты будут стоить с учетом розничного акциза не менее 17 грн. за пачку.
Также, мы рассчитываем, что производители самостоятельно увеличат рентабельность сигарет для розничной торговли. В этом есть, я уверен, и заинтересованность государства. Предприятия торговли – ключевой, а часто – и единственный, стабильный работодатель в небольших украинских городах и поселках. Устойчивое развитие таких предприятий не просто снижает «социальную нагрузку» на местные бюджеты, но еще и обеспечивает поступления местного розничного акциза.
Не будет ли это резким скачком для покупателя?
Давайте смотреть на ситуацию объективно. Летом сигареты стоили 16 грн. Зимой – 12.50. Акциз вырос на 3 грн. Реальная цена должна быть 19 грн., а не 17 – как будет установлено. Сигареты – это единственный товар, цена на который упала. Потребитель должен быть готов к тому, что государство обратит внимание на ненормальную ситуацию с ценообразованием.
А какой риск возникновения контрабанды?
Нелегальный бизнес подчиняется тем же законом экономики, что и нелегальный. Для бизнес-проекта нужны развитая инфраструктура, клиентская база, цепь поставок. В реальности, сегодня нелегальная торговля – это меньше 2 процентов рынка. Поставки контрафактной продукции оборвались в 2014 году, после закрытия большого производства. А для контрабанды, рынок Украины с сигаретами по 30 евроцентов за пачку не представляет большого интереса.
Борьба с незаконной розничной торговлей подакцизными товарами должна быть задачей новой полиции. Важно принять необходимый комплекс мер по борьбе с незаконной торговлей и сохранить легальный рынок. Я уверен, что новая полиция успешно решит поставленные задачи!
Почему не все производители поддерживают минимальную цену на уровне 17 грн.?
Это достаточно сложный вопрос и, наверное, это лучше спросить у них. Скорее всего, бизнес модель таких производителей достаточно простая. Сверхплановое производство перед повышением налогов и продажа по «старым ценам» после повышения налогов. Введение минимальной цены на уровне 17 грн. (с учетом розничного акциза) ставит всех в равные конкурентные условия. Т.е., кто пользовался налоговой льготой – теряет ее, и, естественно, выступает против.
На самом деле, все производители выиграют, если ценовые войны остановятся, а розница получит достаточный ресурс – скажем хотя бы более 10 % от финальной цены. Эти ресурсы со стороны розницы смогут пойти на развитие бизнеса, организацию новых удобных для потребителей форматов торговли, и, что самое важное, это создание новых рабочих мест.
Почему же в ЕС были судебные решения, которые отменили минимальные цены во Франции, Австрии, Ирландии?
Европейский суд посчитал, что установление цен примерно на уровне средневзвешенной цены на рынке ограничивает конкуренцию. Замечу, что в Европе разрыв в ценах дешевых и дорогих сигарет составляет около 15%, а в Украине – более 250%!
17 гривень за пачку – это 12 гривень обязательных налоговых платежей (акциз, НДС, розничный акциз, акцизная марка) плюс себестоимость сигарет. А Европейский суд специально определил, что он не ограничивает права суверенных органов власти запрещать продажу дешевле, чем себестоимость и налоги. Дойди дело до европейского суда, можно прогнозировать, что суд подтвердил бы право на запрет продавать сигареты дешевле себестоимости с налогами!
Что бы вы посоветовали производителям, которые угрожают судебными исками после установления минимальной цены в 17 гривен?
Это право каждого идти своим путем, но, как бизнесмен, я не понимаю такого подхода. Существует простая бизнес задача – продать любой товар. Есть два пути.
Один путь – подстраивать под себя систему налогов и правил.
Это путь – коммерческого провала. Сейчас ситуация поменялась, и депутаты уже не «ведутся» на манипуляции с цифрами и принимают такие решения, которые создают нормальные конкурентные условия.
Другой путь – это сделать свой продукт привлекательным для потребителя и для розничной торговли.
Как представителя розничной торговли, прежде всего, меня интересуют рентабельность нашего бизнеса и удовлетворенность нашего покупателя. Дайте мне самые привлекательные условия на рынке и ваш товар, если он качественный и интересен покупателям, будет уходить первым. Это просто бизнес.
Надо строить качественные бренды, развивать бизнес и сотрудничество с розницей.