В то время как пикировка Европы с Китаем вокруг солнечных батарей и возможность открытия переговоров между ЕС и США о свободной торговле не сходят с передовиц европейских газет, атака Владимира Путина на Старый Свет почему-то не вызвала бурной реакции.
Вот уже 10 месяцев Россия, третий по значимости торговый партнер Европы после Китая и Соединенных Штатов, возводит преграды на пути европейского экспорта. Практически вся европейская продукция оказалась затронута, а общие потери достигают 7 млрд евро в год.
После безуспешных попыток вразумить Путина Европейская комиссия решила скрестить клинки с Российской Федерацией: в июле она планирует подать в ВТО первый иск против России, связанный с налогами на европейские автомобили. В случае, если этого будет недостаточно, еврокомиссары полны решимости нанести ответные удары на всех открытых Москвой фронтах.
Сразу после своего вступления в ВТО Россия предприняла ряд шагов по защите от европейского экспорта, которые ударили как по всему ЕС, так и по некоторым его членам в отдельности. Например, сразу после снижения налога на импортные автомобили с 30% до 25% российское правительство ввело 6% налог на утилизацию автомобилей. "Помимо того, что эта мера является дискриминационной, поскольку направлена исключительно против импортных автомобилей, мы безуспешно пытаемся найти в России заводы по утилизации, - усмехается европейский дипломат. - У нас это процветающий сектор, у них же он попросту не существует".
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу поднимал вопрос об отмене протекционистских мер в ходе недавнего саммита ЕС-Россия. Однако Путину прекрасно известно, что решение жаловаться на Россию было принято еще 14 декабря и что за полгода европейцы не предприняли никаких действий. Он рассчитывает на то, что ЕС отступится от претензий, опасаясь спровоцировать дипломатический скандал, полагает журналист.
Налоговые препятствия России не ограничиваются автомобильным сектором, пишет Катремер. Дело в том, что Москва считает ряд отраслей стратегическими и хочет поддержать местных производителей и привлечь иностранные инвестиции в ущерб импорту.
Русский протекционизм не обошел стороной вторую статью европейского экспорта - сельское хозяйство. Здесь российские власти по-настоящему разбушевались. "Российскому инспектору достаточно найти одну мертвую свинью на литовской ферме, чтобы полностью запретить ввоз мяса", - жалуется европейский чиновник.
Европейцы не боятся мести со стороны России за жалобу в ВТО. "Мы уже в состоянии торговой войны, - считают в Еврокомиссии. - Пора перейти в контрнаступление". Там понимают, что у Москвы появится искушение перекрыть поставки газа и нефти для оказания давления на ЕС. "Они уже так делали в 2009 году и мы преподали им урок: мы стали искать и нашли альтернативу, - напоминают в Брюсселе. - Теперь главный поставщик газа в Европу - это Норвегия".
Остается понять, зачем Путину понадобилось развязывать коммерческий конфликт с Европейским союзом. По мнению европейских дипломатов, российский лидер хочет проверить реакцию Европы, прежде чем продолжить проведение протекционистской политики.
усские хотят делать деньги немедленно, а китайцы хотят торговать и развивать свою страну
Кроме того, свою роль в торговой войне сыграла и коррупция. "Именно страны, отказавшиеся давать взятки "российским инспекторам", поплатились, в частности, в области сельского хозяйства", - рассказал изданию один из европейских чиновников. По его мнению, именно в этом заключается разница между Россией и Китаем: "Русские хотят делать деньги немедленно, а китайцы хотят торговать и развивать свою страну в долгосрочной перспективе".