ГоловнаЕкономікаДержава

Эффект Евро-2012

Год назад, 8 июня стартовал самый масштабный спортивный проект за всю историю нашей страны. Украина совместно с Польшей провела Чемпионат Европы по футболу. Престижное соревнование было вызовом для страны: не ударим ли в грязь лицом, не отпугнем ли Европу, справимся ли с наплывом болельщиков.

На финальные игры Евро-2012 в Украину приехали тысячи иностранных болельщиков
Фото: Макс Левин
На финальные игры Евро-2012 в Украину приехали тысячи иностранных болельщиков

Самой сложной задачей была модернизация инфраструктуры в сжатые сроки. Хотя Украина и Польша выиграли право на проведение Евро-2012 еще в 2007 году, реальная подготовка началась намного позже. Политические дрязги и финансовый кризис отодвинули чемпионат на второй план. На первом были президентские выборы 2010 года, все ресурсы тогдашней власти были направлены на продление своего существования. После выборов новая власть оказалась перед выбором. Надо было или отказаться от Евро-2012, или выложиться на полную и оперативно модернизировать страну.

В общей сложности создание (вряд ли это можно назвать иначе, ведь многое именно создавали с нуля) инфраструктуры обошлось Украине в 40 млрд гривен. Это больше, чем страна потратила на свое обустройство за предыдущие годы. Но примерно в четыре раза меньше, чем на подготовку к Евро-2012 потратила более развитая в плане инфраструктуры Польша.

Тратили на самое необходимое: стадионы, аэропорты, дороги.

Две из четырех спортивных арен построили частные инвесторы. С целью привлечения инвестиций в строительство новых отелей государство пообещало частным инвесторам десятилетние налоговые льготы. Но льготы – в будущем, а деньги на отели надо тратить сейчас. Так что инвесторы пошли на определенный риск.

Наконец, запуск скоростных железнодорожных экспрессов Hyundai на 85% был профинансирован Кореей – Кабмин и "Укрзалізниця" взяли кредит у Эксимбанка Республики Кореи сроком на 10 лет под 4,8%. То есть Корея также поверила обещаниям Украины и поставила десять новых составов под госгарантии (Hyundai – единственная компания, которая в 2010 году согласилась взять на себя обязательства в сжатые сроки поставить в Украину необходимое количество скоростных экспрессов и запустить их совместно с украинскими железнодорожниками до начала Евро-2012. Ни один из конкурентов компании Hyundai не готов был дать украинскому правительству таких гарантий. Было много разговоров, но когда прозвучали конкретные сроки – Hyundai остался в одиночестве. От борьбы за госзаказ отказались и отечественный Крюковский вагоностроительный завод, и мощный концерн Siemens, расписавшиеся в неготовности выполнить драконовские требования правительства).

Поезд Hyundai на центральном вокзале в Киеве
Фото: Макс Левин
Поезд Hyundai на центральном вокзале в Киеве

Польша потратила на подготовку инфраструктуры к Евро-2012 23 млрд евро. Значительная часть средств была направлена на модернизацию дорог в городах, принимающих Евро. На инвестиции в железные дороги – около восьми миллиардов евро.

Согласно оценкам экономистов, прямой рост ВВП в Польше в связи с организацией Евро-2012 до 2020 составит 2,3%. Но главный позитив, говорят польские эксперты, в том, что чемпионат стал катализатором позитивных изменений, стимулом для развития инфраструктуры.

Украине также впору задуматься: что получила страна взамен потраченных 40 миллиардов гривен.

Самый очевидный эффект – рост после Евро-2012 на 150% организованного туризма в Украину. Согласно рейтингу международного портала Globe Spots Украина в 2013 году вошла в десятку стран, которые, по мнению редакции, будут самыми востребованными среди европейских туристов в 2013 году. Это обусловлено большим количеством факторов, но в основном число приезжающих туристов в Украину увеличилось благодаря Евро-2012.

Но все же главным позитивным наследием Евро-2012 стала обновленная транспортная инфраструктура.

Аэропорты

Основной упор был сделан на аэропорты в городах, которые принимали чемпионат. В Киеве «Борисполь» получил новый терминал D – крупнейший в Украине. Пропускная способность терминала – 10 млн. пассажиров в год. Уже сейчас терминал загружен на 90%, по словам гендиректора аэропорта Антона Волова. В общей сложности в 2012 году «Борисполь» увеличил пассажиропоток примерно на 5,6% до 8,478 млн. пассажиров по сравнению с 2011 годом.

Фото: mtu.gov.ua

Был создан международный терминал во втором киевском аэропорту – «Киев» («Жуляны»). В 2012 году пассажиропоток вырос на 83,4% по сравнению с 2011 годом – до 862 тыс. человек.

Аэропорт Харькова был реконструирован. Был построен двухэтажный терминал, реконструирована взлетно-посадочная полоса, перрон и рулежные дорожки, оборудована автопарковка. Реконструкцию аэровокзала профинансировала компания DCH бизнесмена Александра Ярославского, аэродрома – госбюджет. Аэропорт «Харьков» в 2012 году увеличил обслуживание пассажиров на 62% до 501,5 тыс.

Аэропорт «Донецк» получил новый семиэтажный терминал с пропускной способностью - 3 тыс. 100 пассажиров в час. Построена новая искусственная взлетно-посадочная полоса, способная принимать любые виды самолетов, включая Boeing-747 и Airbus-380. В 2012 году аэропорт «Донецк» обслужил 1 млн. пассажиров, что на 17% больше показателей 2011 года.

Во Львове также был открыт новый терминал с пропускной способностью более 2 тыс. пассажиров в час. В 2012 году он увеличил пассажиропоток на 94% до 576 тыс. человек.

Железная дорога

К Евро-2012 был открыт новый вокзальный комплекс «Донецк», который после реконструкции вместо 15 тыс. может обслуживать более 35 тыс. пассажиров в сутки.

Кроме того города, где проходил чемпионат, соединили скоростными экспрессами. Украина не располагала бюджетными средствами для реализации столь масштабного инфраструктурного проекта, как запуск в течение двух лет (с 2010 по 2012 гг.) системы скоростных пассажирских экспрессов класса «Интерсити+». Как уже было сказано выше, Южнокорейский экспортно-импортный банк согласился выдать Украине кредит на приобретение 10-ти составов Hyundai и только благодаря этому кредиту Украина получила экспрессы точно в срок.

Сперва экспрессы были запущены из Киева во все города, принимающие чемпионат – Львов, Харьков и Донецк. Осенью 2012 года Hyundai стал ходить и в Днепропетровск, а c 26 мая 2013 года – и в Крым.

Из-за дефицита времени перед еврочемпионатом компания Hyundai не смогла обкатать поезда в зимних украинских условиях, из-за чего с первыми холодами начались остановки составов. Hyundai Corporation взяла на себя расходы по устранению поломок, из-за чего уже в январе их количество резко снизилось. Директор киевского представительства Hyundai Corporation Юнсук Чой в интервью газете «Комментарии» говорил о 16 технических недостатках. 13 из них были устранены к концу марта, еще три – до конца июня (это связано с поставками специального оборудования из Кореи). К слову, аналогичные проблемы испытывали и коллеги украинских железнодорожников из РАО РЖД, испытывая поезда «Сапсан» производства компании Siemens в зимних условиях. Но, в отличие от Украины, Россия не стояла на пороге Евро-2012 и угрозой сорвать перемещение по стране десятков тысяч болельщиков. Россияне совместно с представителями концерна Siemens, исправили эту проблему в течение нескольких месяцев испытаний, которые у них были в наличии.

Впрочем, сегодня экспрессы Hyundai ходят исправно и перевезли в общей сложности уже более 2 млн пассажиров.

Фото: www.mtu.gov.ua

Также были запущены двухэтажные скоростные поезда Skoda Vagonka на Востоке Украины.

Государство ввело льготы по НДС для скоростных перевозок, чтобы сделать их более доступными. А в начале 2013 года «Укрзализныця» ввела гибкие цены билетов на Hyundai – чем раньше берешь, тем меньше платишь.

***

Новые аэропорты и скоростные поезда стали только началом обещанной транспортной революции в Украине. Хотя правильнее, наверное назвать процесс эволюцией, ведь на резкий качественный скачек, увы, стране не хватает ресурсов. Впрочем, позитивный эффект налицо, и главное – не останавливаться.

«На самом деле, стоимость Евро-2012 равна нулю. Это был просто импульс для ускорения инвестиций, которые и так были бы сделаны в любом случае», – говорит польский экономист Николай Пйотровский. – Благодаря Евро-2012 мы ускорились на три-пять лет. Ведь дороги, вокзалы, аэропорты, стадионы и другие интересные проекты будет служить нам еще очень долго».

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram