ГоловнаЕкономікаДержава

Украина может стать новой Чехией для США

Украина возвращается в орбиту интересов США. После победы на президентских выборах в Чехии Милоша Земана, который, как утверждают злые языки, более чем лояльно относится к России, уверенности в победе американско-японско-казахстанского консорциума Westinghouse в конкурсе на строительство двух новых реакторов на АЭС Темелин у наблюдателей как в Чехии, так и далеко за ее пределами поубавилось. Несмотря на явный протекционизм этой компании со стороны американского правительства.

Венди Шерман, заместитель госсекретаря США, не просто так приезжала в Украину на этой неделе
Фото: EPA/UPG
Венди Шерман, заместитель госсекретаря США, не просто так приезжала в Украину на этой неделе

А ведь еще два месяца назад вице-президент Westinghose заявлял, что собирается поставлять топливо не только на новые блоки IP1000, но и на старые, с российским типом реактора – ВВЭР. Напомним, что Чехия еще до Украины пыталась нарушить монополию поставщика ядерного топлива – российского ТВЭЛа с участием американской Westinghose, которая первой и единственной зашла на рынок топлива для российских ВВЭРов. Однако после ухода писателя, правозащитника, диссидента Вацлава Гавела, рассматривавшего сотрудничество с РФ через призму Пражской весны под треками российских танков, Москве удалось возвратить монополию и вытеснить американцев.

Методы – широко известные в Украине. Например, провоцируя антиядерные настроения в обществе, организуя многочисленные протесты общественных организаций, резко ставших широко известными благодаря русскоязычной прессе (например, т.н. "Комитет чешских матерей" - никому не напоминает внезапно проявившееся антисланцевое объединение донецких мамочек?). Впрочем, предыдущий президент Вацлав Клаус занимал вполне выдержанную позицию, отстаивая в первую очередь чешский интерес. С победой в январе на президентских выборах в Чехии Милоша Земана, как прогнозируют местные журналисты, у России появилось больше перспектив на чешском рынке. О его близости к этой стране пишут, вспоминая протест Земана против размещения в Чехии американской ПРО, а также курьез, приключившийся на инаугурации, куда Милош пришел в галстуке российского триколора (цвета у флагов одинаковые, но расположение цветов разное, что не преминули отметить чешские журналисты).

Вместе с тем, если американской Westinghouse не удастся выйти из чешского конкурса на строительство двух атомных энергоблоков победителем, ей стоит диверсифицировать риски. И единственной страной, которая плюс-минус реально собирается строить АЭС (правда, не готова за это платить), является Украина, недавно заявившая, что достройки двух блоков Хмельницкой АЭС по победившему на конкурсе российскому проекту реактора не будет. Причина – ее озвучивают в первую очередь сами атомщики – несоответствие конструкций 3-го и 4-го блоков ХАЭС требованиям ЕС и МАГАТЭ к новым реакторам.

Антиядерные выступления могут быть просто политическим инструментом
Фото: EPA/UPG
Антиядерные выступления могут быть просто политическим инструментом

"И украинский регулятор, и международные органы по ядерной безопасности устанавливают новые подходы к безопасности строящихся реакторов с учетом уроков аварии на АЭС Фукусима, - сказал в интервью LB.ua глава подкомитета ядерной политики и ядерной безопасности Верховной Рады Украины, народный депутат Владимир Бандуров. - Россия не может реализовать на 3,4 блоках Хмельницкой АЭС проект реакторной установки 392Б, который победил на конкурсе и был утвержден межправительственным соглашением в 2010 году. В то же время, любой новый проект с необходимыми дополнительными пассивными системами безопасности требует сноса старых конструкций недостроенных блоков ХАЭС, что существенно повышает стоимость проекта. Таким образом, проект достройки Хмельницкой АЭС невыгоден ни России, ни Украине. России – с точки зрения репутационных издержек, которые неизбежны в случае строительства реакторов второго, а не третьего поколения. Украине – с точки зрения существенного роста стоимости проекта, причем не ради повышения безопасности, а ради дополнительных строительно-монтажных работ. Такой опыт уже был у Болгарии на АЭС Белене, и вряд ли кто-то захочет наступать на те же грабли".

Буквально на днях на переговоры с Росатомом по проекту достройки Хмельницкой АЭС отбыл министр энергетики и углепрома Эдуард Ставицкий. По официальной информации, представители атомной отрасли в состав делегации не вошли. Это может свидетельствовать о том, что переговоры будут носить в первую очередь политический характер.

Любопытно, что визит Ставицкого в Москву последовал сразу по завершению визита в Украину заместителя Госсекретаря США по политическим вопросам Венди Шерман. В ходе которого она обсудила не только политические вопросы, но и вопросы ядерной безопасности. В первую очередь, с президентом Украины Виктором Януковичем, который на встрече с г-жой Шерман отметил успешное сотрудничество Украины и США в вывозе с территории Украины запасов высокообогащенного урана. В прошлом 2012 году Украина, как и обязалась на саммите по ядерной безопасности весной 2010 года в Вашингтоне, вывезла свои запасы высокообогащенного урана, пригодного для оружейных целей. По оценкам российской стороны, запасов высокообогащенного урана - 160 килограммов, которыми владела Украина, было бы достаточно для создания десяти ядерных зарядов.

В обмен на отказ Киева от использования высокообогащенного урана в научных целях США выделили Украине 67,5 миллиона долларов на создание источника нейтронов, работающего на уране низкого обогащения, при Харьковском физико-техническом институте. В прошлом году Янукович заявлял, что США уже завершают выполнение взятых на себя обязательств "по передаче этой технологии в Украину". На последней встрече с г-жой Шерман президент сообщил, что сейчас идет внедрение этой технологии.

Политики оценивают визит замгоссекретаря США в Украину как успешный в первую очередь для Украины. Хотя весь спектр "ядерных" переговоров остался за кадром, бросается в глаза тот факт, что г-жа Шерман практически выписала индульгенцию украинским чиновникам, сказав, что никто их не будет наказывать и вводить точечные санкции за выборочное правосудие. По крайней мере, пока. Традиционная для США практика, применяющаяся в том случае, если экономические интересы в определенном регионе доминируют над политическими. Особенно традиционна она для Украины эпохи Кучмы. Если кто забыл, то именно тогда, на заре кассетного скандала, Westinghouse и зашел в Украину.

Виктор Янукович в Сеуле на Ядерном саммите
Фото: www.president.gov.ua
Виктор Янукович в Сеуле на Ядерном саммите

Интерес американской стороны к ядерной отрасли Украины возобновился со вторым президентским сроком Барака Обамы. Первым явным сигналом стал выбор Обамой кандидатуры на пост посла США в Украине. Как известно, в конце 2000-ных Джеффри Пайятт занимал пост заместителя главы миссии США в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) и может более профессионально, чем все его предшественники лоббировать интересы американских атомщиков. Которые, к слову, не противоречат и украинским интересам в энергетике, направленным на сокращение зависимости от одного поставщика.

Кроме очевидного экономического интереса отдельной взятой компании, четко прослеживается и интерес к Украине самого Госдепа. Захватывая украинский – традиционный для России рынок реакторостроения, США приближаются вплотную к европейскому, и тут уже ассоциированное членство Украины в Евросоюзе становится прямым интересом США. Кроме того, нивелируется эффект потерь на чешском фронте. Ведь победа Росатома на конкурсе в Чехии будет куда как менее упоительна, если российская компания утратит свои позиции в Украине, где она уже почти год ведет работу по дискредитации американского ядерного топлива на реакторах Южно-Украинской АЭС и фактически застолбила за собой проект достройки Хмельницкой АЭС. Для Украины же американский козырь может стать адекватным ответом на газовый прессинг со стороны России, резкость заявлений которой в этой сфере нагнетается с каждым днем. Последний ультиматум "газ и ГТС или Европейское сообщество" не дает возможность вести адекватный диалог с Кремлем. Особенно без поддержки Европы, которая, как деликатно формулируют европейские чиновники, не готова сражаться за Украину, если ценой вопроса станет возможная потеря баланса в отношениях с Москвой. К слову, в разговорах "без галстуков" и европейский бизнес, и дипломатический менеджмент отмечают, что вопрос "политических отсидентов" для ЕС сегодня гораздо менее важен, чем, например, украинские внутренние рынки электроэнергии и газа. Хотя Юрия Луценко, им, безусловно, жаль.

Ілона ЗаєцьІлона Заєць, оглядач паливно-енергетичного комплексу
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram