По словам Юлии Яшенковой, старшего юриста международной юридической группы AstapovLawyers, особого внимания заслуживает положение нового закона, согласно которому выплата гарантированных сумм возмещения прекращается на дату внесения в Единый государственный реестр записи о ликвидации банка как юрлица.
"При этом никаких оговорок о гарантировании выплат возмещений вкладчикам, обратившимся за возмещением до ликвидации банка, но не получивших (к примеру, по причине дефицита целевых средств Фонда) причитающихся им денежных сумм, новым законом не установлено", - отмечает она.
Юрист также подчеркивает, что определенные вопросы возникают и в отношении вкладов в филиалах иностранных банков. "Так, с одной стороны такие вклады не подлежат возмещению. А с другой – деятельность филиалов иностранных банков, как и любых банков, подлежит лицензированию НБУ, причем последний уполномочен не только отозвать лицензию, но и инициировать ликвидацию филиала. Таким образом, с одной стороны государство в лице НБУ имеет право инициировать ликвидацию филиала иностранного банка, а с другой – ограничивает возмещение физлицам их денежных вкладов", - говорит Яшенкова. Она считает спорной конституционность такого положения.
По ее словам, претерпит изменение и положение относительно возмещения вкладов лиц, разместивших свои вклады на индивидуальных благоприятных условиях, которые практикуются для постоянных клиентов коммерческих банков. "Со вступлением в силу нового закона не будет иметь значения, привели ли такие "благоприятные" условия к ухудшению финансового положения банка. А это ставит под сомнения предложения банков размещать вклады по индивидуальным программам лояльности, в которых изначально заложено, что их условия отличаются от обычных", - отмечает юрист.
Напомним, Фонд гарантирования вкладов физических лиц обещает вкладчикам обанкротившихся банков, что механизм возмещения депозитов после вступления в силу закона "О системе гарантирования вкладов физических лиц" не изменится.