ГоловнаЕкономікаБізнес

Даешь отечественный бензин!

Без работающих собственных НПЗ придется ездить или на дорогом импортном топливе или на «бодяге»

Даешь отечественный бензин!
Фото: www.segodnya.ua

Сегодня украинские нефтеперерабатывающие заводы загружены только на 18% от своих мощностей. Об этом 4 ноября сообщил заместитель министра энергетики и угольной промышленности Сергей Чех, выступая на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития. Добыча нефти в Украине за 9 последних месяцев этого года упала на 164 тысячи тонн. При этом на 20% сократились поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы. 

«Одесский НПЗ стоит уже больше года. Почему? Что было сделано, чтобы он заработал?», - устроил разнос на заседании первый вице-премьер-министр Андрей Клюев. Он поручил Минэнергоуглю до 1 декабря разработать программу по выведению из кризиса нефтеперерабатывающей отрасли.

Напомним, что к 2008 году в Украине было зарегистрировано 88 предприятий, перерабатывающих нефтепродукты. Сейчас их около двух десятков. Главная причина - возросшие проблемы с поставками сырья. При этом постоянно работает сейчас разве что Мариупольский НПЗ. В итоге топливный рынок страны заполнила пиратская продукция мини-НПЗ и контрабанда.

Большая политика и Одесский завод

Сложная ситуация, в которой оказались собственники ПАО «Лукойл-Одесский НПЗ», инспирирована нефтепроводной войной. Завод простаивает уже целый год. Нефтяное сырье невозможностью поставлять трубопроводным транспортом из-за разворота нефтепровода «Одесса–Броды» в сторону Беларуси.

Производители при этом видят один выход – введение Украиной преференций для НПЗ. Это то, что автоматически повысит рентабельность переработки внутри страны. Правда, эта мера приведет к обострению отношений с Российской Федерацией, правительство которой заинтересовано в наращивании переработки на российских заводах.

Руководство НК «ЛУКОЙЛ» рассчитывает возобновить работу Одесского НПЗ в текущем году, загрузив его перерабатывающие мощности нефтью URALS. Ее планируется поставлять через украинский порт Южный. Об этом заявил вице-президент «ЛУКОЙЛа» Валерий Субботин, подчеркнув при этом, что на азербайджанском сырье завод работать не будет. 

Заместитель гендиректора завода Алексей Бибик говорит о возможности введения кабинетом министров Украины пошлин на импортируемые нефтепродукты из-за рубежа в Украину, что, по его словам, не может не сказаться на экономике работы завода. Повод для подобных размышлений руководителей компании дал ее глава Вагит Алекперов. Он еще в феврале обещал, что Одесский НПЗ будет запущен в марте. Тогда Алекперов отмечал, что объем переработки в Одессе может быть доведен до проектного максимума – 2,8 млн. тонн нефти в год при условии, если «правительство Украины примет решение о защите внутреннего рынка нефтепродуктов».

В марте 2011 года Кабинет министров Украины и собственники украинских НПЗ подписали меморандум о взаимном партнерстве. Ранее, в начале марта на заседании экспертно-аналитической группы первый вице-премьер министр Андрей Клюев раскритиковал первоначальный проект меморандума, предусматривающий выполнение обязательств НПЗ по проведению модернизации только в случае введения пошлин. Следует отметить, что главной целью России в Одессе в настоящее время является остановка прокачки азербайджанского сырья по нефтепроводу «Одесса–Броды». Каспийская нефть дороже российской. Однако она качественнее и из нее можно получить больше светлых нефтепродуктов. Правда, для западноукраинских НПЗ это преимущество из-за технической отсталости нивелируется, а вот белорусский Мозырьский НПЗ может увеличить закупку каспийской нефти.

Выход в новых поставщиках? 

«Проблему все же можно решить, если взять азербайджанскую нефть, - уверен эксперт-экономист Олег Соскин, - Для поставки на них нефти есть трубопровод «Одесса-Броды» и «Баку-Супса». Дальше можно было бы договорится с Турцией, которые проложили свой транстурецкий трубопровод до Джейхана. Можно покупать нефть и без российских источников. Тем более что нефть сейчас подешевела. Тогда можно говорить и с российскими корпорациями, которые сейчас остановили свои заводы в Украине. Правда, в России есть свои терминалы, в том числе и на Балтийском море. Они защищают свои интересы и не будут формировать в Украине независимый рынок нефтепродуктов». 

Из-за низких объемов переработки и снижения рентабельности, НПЗ не могут вкладывать средства в свою модернизацию, что приводит к их технической отсталости. Эксперт по энергетическим вопросам Владимир Омельченко видит большую проблему отрасли в устаревшем оборудовании. «Они (НПЗ) не могут сейчас конкурировать с Белоруссией, Россией и Литвой. Сейчас белорусские заводы значительно меньшие тратят на производство единицы продукции, чем украинские. Также в Украине антимонопольный комитет недостаточно уделяет внимания нефтепереработке. Поэтому Украину заполонила некондиционная продукция, которая не отвечает никаким стандартам». 

Эксперт по энергетике и народный депутат Александр Гудыма считает, что рынок нефтепродуктов был разрушен беспошлинным ввозом. Кроме того, по его словам, украинские заводы имеют ужасно низкий коэффициент переработки. «Приехавшим на Евро-2012 чехам, венграм и немцам придется заправляться не качественным бензином, а «бодягой», - указал Гудыма. 

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram