ГоловнаЕкономікаДержава

Джеймисон Файерстоун: «Инвестировать в Россию – это русская рулетка»

Российский юрист, партнер британской компании Firestone Duncan Сергей Магнитский был арестован за уклонение от налогов и умер в СИЗО спустя 11 месяцев после ареста – 16 ноября 2009 года. С тех пор его работодатель Джеймисон Файерстоун (Jamison Reed Firestone) с невероятным упорством требует наказать виновных в смерти юриста. Список причастных уже составляет 60 человек.

Джеймисон Файерстоун: «Инвестировать в Россию – это русская рулетка»
Фото: estb.msn.com

Сергей Магнитский был арестован после того, как обвинил нескольких сотрудников МВД в хищении у государства 5,4 млрд рублей (около 1,566 млрд грн по нынешнему курсу). По версии Файерстоуна, деньги «отмывали» через украденные у иностранцев компании. В частности, пострадал инвестфонд Hermitage Capital Management – один из клиентов юридической компании Firestone Duncan, где работал Сергей Магнитский. По версии следствия, деньги воровал сам инвестиционный фонд Hermitage.

Чтобы доказать обратное, Файерстоун провел собственное расследование. Доказательств так много, что политики США, Канады и Евросоюза уже пригрозили закрыть границу людям из «списка Магнитского». Журналист LB.ua встретился с Джеймисоном Файерстоуном во время его визита в Украину на фестивале документального кино Docudays.ua в кафе «Кинопанорамы». Британский юрист заказал себе чай с молоком (нет молока – пойдут сливки), и говорил полчаса без умолку на сносном русском. Чай остался почти не тронутым.

- Зачем вы приехали в Украину?

- Чтобы вы поняли, почему я тут, вам нужно знать о происходящем в России. Весь следственный процесс по «делу Магнитского» имеет одну цель – закрыть дело как можно скорее. И МВД, и прокуратура просто защищают преступников. У них есть простой план как это сделать – просто все замолчать. Сергей Магнитский, еще будучи живым, требовал задержать преступников и называл их имена: Виктор Маркелов, Вячеслав Хлебников и Валерий Курочкин. Эти люди украли компании (чтобы «отмыть» через них деньги госбюджета, - LB.ua). Они еще не успели украсть деньги у государства – схема была в процессе.

Но вместо того чтобы арестовать их, милиция арестовала Сергея.Сергей и фонд Hermitage создали такой шум, что милиции пришлось действовать. Они трижды брали объяснения у Виктора Маркелова. Они поняли, что им придется сдать хотя бы одного преступника из этой группы.Тогда Маркелов был на свободе. Более того, он был в Украине, а не в России. Но Маркелов специально приехал в Россию, встретился со следователем и сказал: «Это я украл деньги, я хочу, чтобы вы это знали. А все остальные невиновны, они ничего не понимали». Он взял всю вину на себя. Маркелову дали 5 лет, но без судебного процесса. Все было договорено заранее. Решение состояло из двух страниц, и полторы страницы там – это признание Маркелова.

- То есть они решили посадить одного вместо всех остальных?

- Да. Потом Сергей умер. Снова поднялся шум, и они арестовали второго человека, о котором говорил Сергей – Вячеслава Хлебникова. И они сделали то же самое - без судебного процесса, где все было договорено со следователем. И сейчас эти двое говорят: мы вместе с Сергеем Магнитским украли эти деньги, а все остальные невиновны. Третий, о котором Сергей говорил, Валерий Курочкин, уже умер. Они бы хотели еще посадить и Сергея, но он уже умер. И сейчас следствие хочет просто закрыть дело.

Фото: bfm.ru

В результате все организаторы преступления будут на свободе. Это сотрудники налоговой службы и офицеры полиции, которые похитили эти 5,4 млрд рублей за один день. Они останутся с деньгами на воле. Вот чего хочет следствие.Но этого не будет, не будет (Файерстоун заметно горячится, - LB.ua). Я пришел сюда, чтобы объяснить людям, что случилось на самом деле. Потому что Сергей был героем, он пытался защищать свое государство.

Мы понимаем, что случилось между Михаилом Ходорковским (опальным российским олигархом, которого арестовали, - LB.ua) и Кремлем. У Ходорковского был актив, Россия хотела отобрать актив. Я понимаю это. Но с Магнитским совсем другая ситуация - это честный человек, не олигарх, у него не было никакой войны с государством. Он узнал, что группа преступников расхищала деньги, огромные суммы государственных денег, и он попытался защитить свое государство.

И тут возникает вопрос. Почему Кремль разрешает МВД и прокуратуре помогать преступникам. Может быть, потому что Владимир Путин и Дмитрий Медведев в реальности не контролируют ситуацию? Или они защищают своих друзей? Или они участвовали в этой схеме? Мы не знаем. Но вы сами понимаете, все три варианта - это просто ужасно. И я не могу сказать, какой из вариантов хуже. Я бы хотел, чтобы люди в мире и в Украине поняли ситуацию.

- Скажите, людей, которых Вы подозреваете (раз нет решения суда – они подозреваемые)…

- Они даже не подозреваемые. Двоих уже посадили. Но остальных даже не подозревают – вот проблема. В деле фигурируют два офицера полиции – Артем Кузнецов и Павел Карпов (подполковник и майор соответственно, - LB.ua). Карпов возбудил уголовное дело против Hermitage и требовал обыскать мой офис. Кузнецов был оперативником, он приехал с обыском и забрал все документы Hermitage.

Пока эти документы были у них, преступник Маркелов и члены его группы получили к ним доступ.Это интересно: преступники получили доступ к документам, которые хранились в полиции. И они использовали эти документы, чтобы украсть компании у Hermitage. Они нанимали других юристов – это муж и жена Андрей Павлов и Юлия Майорова. У нас есть официальные данные, что супруги работали на Дмитрия Клюева. Это реальный владелец «Универсального банка сбережений» (куда ушли в итоге 5,4 млрд государственных рублей, - LB.ua). Все это есть в документах.

Мы также знаем, что в 2002 году инвестиционный фонд Renaissance Capital нанимал на работу Дмитрия Клюева и Андрея Павлова. И Дмитрий Клюев там был назван экспертом по возврату денег через суд. Мы также знаем, что в 2006 году были уголовные дела, где офицер Артем Кузнецов арестовал человека по имени Федор Михеев. Он держал под стражей Михеева два дня, а затем он «освободил» Михеева. Но он на самом деле не выпустил Михеева на улицу, а передал контроль над ним Виктору Маркелову. Маркелов взял Михеева в заложники, угрожал ему, требовал $20 млн. выкупа. Спецназ освободил Михеева и допросил его. Спецназ узнал, что Артем Кузнецов арестовал Федора Михеева не просто так – он получил звонок от Дмитрия Клюева, и что именно Клюев попросил передать Михеева под контроль Маркелова.

Что все это доказывает? Это говорит, что еще в 2006 году преступник Маркелов знал офицера полиции Кузнецова, знал Дмитрия Клюева. Это покажет, что юристы Павлов и Майорова работают у Клюева.

А годом позже, в 2007 году Карпов возбуждает дело против Hermitage, Кузнецов забирает документы, документы попадают в руки Маркелова, Маркелов нанимает Павлова и Майорову... Так они работали, через суд добивались возврата денег, все деньги пошли в банк Клюева. Все это уже известная информация. Но следствие не позвало Клюева для дачи пояснений, они не позвали ни Майорова, ни Павлова...

- Хотя бы как свидетелей их могли допросить...

- Как минимум они должны быть свидетелями, как максимум, они должны быть подозреваемыми. Но прокурор и следственный комитет МВД делают все, чтобы защитить этих людей.

- Вы эти документы передали в российскую прокуратуру?

- Да, мы подали все, но они даже не вызовут этих людей для объяснений. Понимаете, любой нормальный человек... Мне это даже смешно... Они мне отвечают: а почему вы думаете, что есть связь между Кузнецовым, Карповым и Маркелвым? А я отвечаю: они знали друг друга раньше – вот документы. У меня только два объяснения того, что случилось. В первом случае офицеры передали документы знакомым преступникам. Вторая версия – преступники выкрали эти документы с Петровки 38 (главный офис московской полиции, - LB.ua). На что они мне отвечают: господин Файерстоун, спасибо за информацию. А теперь скажите, сколько налогов вы платите в России, сколько у вас работает людей, как зарегистрировано ваше предприятие… Они просто ищут способ заткнуть мне рот. Но интереса следовать дело у них нет.

Фото: opendemocracy.net

- Я сейчас как тот следователь спрошу: у вас есть бизнес в России или вы решили там больше не работать?

- Это смешно, но у меня есть бизнес в России, и этот бизнес зависит от иностранных инвестиций. Я советую иностранцам, как работать по российским законам, как инвестировать. С другой стороны, мне очень сложно советовать людям: приезжайте в Россию, это нормальное безопасное место. Это опасное место! И любое вложение денег в Россию - это русская рулетка. В России сейчас есть два типа инвестора: тот, кто понимает риск, и тот, кто не понимает риск. И если инвестор не понимает риск, то его бизнес отберут преступники, как только появятся обороты у бизнеса.

- Если говорить о ситуации в Украине и в России – где лучше?

- Я считаю, что у вас лучше. Скажу, почему. Чтобы бороться с коррупцией, нужно три вещи. Первое – нужно коррупцию раскрыть. Второе - нужно государство, которое готово наказывать коррупцию. Третье - нужны люди, которые будут протестовать, если ничего не происходит. И в Украине, и в России мы можем раскрыть коррупцию. Честно говоря, в обеих странах государство не наказывает за коррупцию. Они скажут красивые слова, скажут, что нужно бороться с коррупцией, но реально не будут защищать людей от коррупции.

Но вот в чем разница. В Украине люди готовы протестовать, в России - нет. И был один момент, когда вы протестовали так сильно, что изменили государство. И государство теперь понимает, что лучше пойти на уступки, чем допустить вторую революцию. В России мы пока не пришли к этому. Люди пока не угрожают государству. Пока что Путин и Медведев не сидят в Кремле и не думают, что люди на Красной площади, на Манежной площади им угрожают. Что если государство не накажет этих коррумпированных офицеров, то это угрожает их спокойствию. Когда они будут так думать, тогда коррупционеров посадят.

Протест против коррупционных действий власти в Москве
Протест против коррупционных действий власти в Москве

- Но все же в России есть люди, которые воюют с коррупцией. Тот же Алексей Навальный.

- Я очень хорошо знаю Навального, очень его уважаю, он настоящий русский герой.

- Вы считаете, таких людей будет меньше или больше? Он делает правильное дело?

- Он делает правильное дело, Навальный - это такой человек... Если бы в России была революция, он мог бы стать президентом. Потому что он сказал вслух что все знаю, что «Единая Россия» - партия воров и жуликов. И государство это не отрицает и выглядит как дурак. Я думаю, он делает правильно. У государства тут нет выбора, оно должно поддерживать таких людей как Навальный. Если они так сделают, может быть, они защитят свои задницы. Или же они могут бороться с ним. Но чем больше они будут бороться, тем больше ограничат свое будущее.

- На премьере фильма о Сергее Магницком был человек, который с вами не согласился. Он говорил, что вы вмешиваетесь во внутренние дела России. Это серьезное обвинение.

- Я понимаю его позицию и, конечно, это не так. Это не PR-кампания запада, это кампания русского народа. Это кампания таких людей как журналист Зоя Светова (обозревать журнала The New Times, - LB.ua), как Валерий Борщов (правозащитник, председатель палаты по правам человека при президенте России, - LB.ua), как Людмила Алексеева (правозащитник, сооснователь Московского Хельсинского комитета, - LB.ua), как Алексей Навальный (создатель ресурса РосПил, борец с коррупцией, - LB.ua)... Это кампания газеты «Ведомости», это все русский народ, который говорит: хватит, как долго нам жить в беспределе? И мы - я, бывший босс Сережи, другие люди, которые живут на западе, мы поддерживаем русский народ.

У нас есть преимущество, которого наши коллеги в России не имеют. Мы находимся не на территории России. Поэтому мы расследуем, кто получил выгоду от этого преступления. Какую зарплату получает офицер Кузнецов, какую зарплату получает офицер Карпов. Какие пенсии получают их мама и папа. Какую сумму они подали в налоговой декларации.

Мы смотрим это, а потом смотрим, что Кузнецов, Карпов, их мама и папа купили в это время. И мы видим, что во время кражи офицер Кузнецов и его родители, которые живут на русские пенсии и не имеют других источников дохода, купили на $3,3 млн имущества, включая квартиры, где живет Кузнецов. Мы видим, что его автомашина зарегистрирована на родителей, и у него есть доверенность. Мы видим, что офицер Карпов и его мама на пенсии купили имущество на $1,3 млн. Это жилье, где он живет. А его 60-летняя мама на пенсии владеет тремя (!) Porsche, включая один кабриолет...

Некоторые из фигурантов дела
Фото: livejournal.ru
Некоторые из фигурантов дела

Начинаю задавать вопросы. Давайте попросим органы расследовать, откуда деньги. …Сейчас есть международный вопрос по поводу России. Россия - это надежный партнер? Можно ли работать с Россией? Наше государство может сотрудничать с Россией по международным уголовным делам? А когда Россия просит вернуть человека, когда речь идет об экстрадиции, мы можем доверять их требованиям? Россия – это надежный партнер для инвестиций? Если наш инвестор приходит в Россию, то законы защищают инвестора или нет?

И когда мы смотрим, что случается с делом Магнитского, все ответы – «нет». Россия - это ненадежный партнер. Их юридическая система - это не система, это просто управляемые органы. Люди, которые работают в таких органах, они работают за преступные деньги. Мы не можем доверять их просьбам. К сожалению, у нас подписан брачный контракт с Россией. Я имею ввиду, что Россия подписала несколько международных соглашений, которые создают обязательства между разными странами. И мы начинаем думать: черт, на ком мы женились, с кем мы сотрудничаем? И как мы можем защитить себя от такой страны? Это все международные вопросы. Мы дадим всю информацию.

И уже есть результаты - это решение Евросоюза блокировать 60 чиновников, которые участвовали в краже денег или сокрытии информации и убийстве Сережи. Это решение о конфискации их активов в Европе. Мы бы хотели, чтобы это было сделано. Представитель Российского государства прилетал в Страсбург и умолял: пожалуйста, не делайте это, это международные права, это мешает внутренним делам России, у нас ведется следствие, а вы мешаете следственному процессу. И знаете, что случилось в этот момент? Русский народ, такие как Навальный и другие, просили: не слушайте наших депутатов, они врут, там нет следственного процесса, а если вы не сделаете ничего, они тоже не будут делать ничего. И Евросоюз пошел на компромисс. Он принял решение не сразу же блокировать счета и въезд. А только если нет прогресса в следствии. И мы просим членов Евросоюза закрыть границу и конфисковать активы этих людей.

- США тоже имеет свое мнение по этому делу, насколько я знаю?

- Америка сейчас думает об этом вопросе тоже. И я думаю, что Россия сейчас пропала в сложную ситуацию. Может быть, это не было в планах Кремля. Но их дураки из МВД сейчас угрожают будущему России. Потому что они действуют грубо и тупо, как всегда. У них есть план: давайте повесим все на Сережу, который умер, и освободим всех от ответственности. И если они это сделают, будет такой крик!.. Если вы хотите защищать беспредел в России, вы можете это делать. Но мы будем закрывать наши страны для вас, для всех, кто участвует в этом шоу. Сидите в России, внутри этого беспредела, который вы так защищаете, а мы конфискуем ваши активы.

- Когда это решение может быть принято? Европа ждет окончания следствия?

- Европа не ждет окончания следствия, они уже приняли решение в ноябре. И в решении сказано, что если нет прогресса...

- А когда они посмотрят, есть ли прогресс?

- В любой момент они могут реализовать это решение. Поэтому это так опасно для России. Потому что если Россия будет защищать уголовников, Европа увидит это, и начнет реагировать. По одной страны будут закрываться. Будет крик и в Соединенных Штатах, и в Англии, и в Канаде. Я думаю, что МВД сейчас готовит гроб для России. Они делают это грубо, но у них ничего не получится.

PS

Уже после разговора с журналистом LB.ua Джеймисон Файерстоун потребовал от прокуратуры России взыскать $2,1 млн с Виктора Маркелова. Оказалось, что находясь в СИЗО, он получал по $1 млн за каждые три месяца. «Очевидно, что это – ставка, по которой ему оплачивали укрывательство своих подельников и покровителей», - написал Файерстоун.

Также Файерстоун потребовал возбудить дело против бывшего начальника налоговой инспекции № 28 в Москве Ольги Степановой. 24 декабря 2007 г. Степанова одобрила возврат из бюджета 5,4 млрд руб., якобы «переплаченных» в 2006 г. компаниями Hermitage в виде налога на прибыль.

Ольга Степанова с мужем
Фото: livejournal.ru
Ольга Степанова с мужем

Файерстоун нашел свидетельства того, что семья Степановых после этого решения обогатилась на $39 млн. По информации юриста, семья Степановых получила влияние на кипрские компании «Аривуст холдингс лимитед» и «Аикате пропертиз нк». На счета первой в швейцарском банке Credit Suisse поступило больше 7 млн евро, вторая получила 1,4 млн евро. Также семья купила две квартиры в Дубае по 180 кв.м каждая (примерно $4 млн.), виллу на берегу Персидского залива ($3 млн), еще одну виллу в Черногории ($0,5 млн) и участок с виллой около Рублево-Успенского шоссе (не менее $20 млн).

В ответ на заявления Файерстоуна и обращение фонда Hermitage генпрокуратура Швейцарии завела уголовное дело по подозрению в отмывании денег через счета банка Credit Suisse

Рабочая группа президентского совета по правам человека завершила независимое расследование причин смерти Сергея Магнитского. Выводы группы: дело против Магнитского было сфабриковано в правоохранительных органах

Вместе с тем следствие МВД не сидело сложа руки. В ответ на всю активность Джеймисона Файерстоуна и фонда Hermitage следствие объявило в розыск управляющего директора фонда Hermitage Билла Браудера. Также следствие потребовало от Тверского суда Москвы заочно арестовать коллегу покойного юриста, партнера Hermitage Ивана Черкасова. Суд пошел следствию навстречу.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram