Более пятисот страниц убористого текста, пояснительная записка страниц на 20, сравнительные таблицы и приложения. Один закон-эпопея, который должен заменить существующие 20 налоговых законов, 50 подзаконных актов и сотни разъяснений Налоговой администрации, часто друг с другом не согласующихся. Принять его депутаты должны уже в октябре, хотя спорный документ вызывает большое недовольство у бизнеса и оппозиции. А это значит, что в результате парламентских торгов в нем еще могут появиться приятные сюрпризы. Тем не менее, внесенный в Верховную Раду документ уже вряд ли изменится кардинально.
Само по себе принятие Налогового кодекса (НК) – уже достижение. Даже если бы власть просто собрала все действующие нормы под одной обложкой и закрепила их на уровне закона. Но чиновники пошли дальше и попробовали перекроить под себя правила игры. Потуги к редактированию были замечены как минимум у четырех крупных групп лоббистов.
Вице-премьер Сергей Тигипко сперва намеревался удивить Украину своим альтернативным проектом НК, но после замечания премьер-министра о намерении позабыл. Дуэт вице-премьера Бориса Колесникова и первого вице-премьера Андрея Клюева также встречался с народными депутатами и бизнесменами и обещал повлиять на результат. Сколько правок было внесено после таких посиделок, неизвестно, но конечный проект мог появиться только с одобрения премьер-министра Николая Азарова. Кстати, промежуточный вариант НК, опубликованный в «Урядовом курьере» 3 сентября, – тоже дело рук опытных функционеров из Налоговой и Минфина. А это вотчина Николая Яновича. Единственным, кто имел реальные рычаги давления на Кабмин, был глава Администрации Президента Сергей Левочкин. Как пояснила журналистам его заместитель Ирина Акимова, «президент не подпишет Налоговый кодекс, в котором не будут учтены его замечания». И пока что у АП вопросы к кодексу остаются.
Благими намерениями
В пояснительной записке к проекту – одни положительные оценки. Среди явных плюсов: упрощение процедуры оспаривания решений контролирующих органов, переход на электронную систему отчетности, поэтапное снижение ставки налога на прибыль предприятий с 25% в 2010 году до 16% в 2016 году. Ставку налога на добавленную стоимость также планируется снизить – с 20% до 17% с 2014 года.Обещаны и специальные инвестиционные льготы: 5 лет налоговых каникул для новых компаний и предприятий с доходом до 3 млн. грн, 10 лет нулевой ставки с прибыли предприятий легкой промышленности (кроме тех, что работают на давальческом, завезенном на время сырье), отелей и предприятий судо- и самолетостроения.
Вице-премьер Сергей Тигипко в среду на заседании Верховной Рады добавил, что в этот список войдут также частные школы, детские сады, дома престарелых. Льготы предусмотрены и для тех предприятий, которые будут внедрять энергосберегающие проекты или производить энергосберегающие товары. Немало усилий приложили разработчики Кодекса и для вывода бизнеса «из тени». Чего только стоит перевод страховых компаний на общую систему налогообложения или изменения в работе предпринимателей на упрощенной системе.
Но как такие реформы скажутся на ослабевших после кризиса страховых компаниях? А уж мнение предпринимателей по поводу Налогового кодекса давно известно: в таком виде его принимать нельзя. Предлагается также обойтись и без рыночного сбора, хотя для многих маленьких населенных пунктов поступления от рынков очень важны. «Отмена рыночного сбора – крайне сомнительная мера, которая может негативно сказаться на местных бюджетах», – соглашается генеральный директор Института бюджета и социально-экономических исследований Ирина Щербина. В целом налоговые послабления выльются в 3,8 млрд. убытка для бюджетов всех уровней.
На кого нагрузка
Хотя правительство и заявляет об увеличении налоговой нагрузки на богатых, выглядят такие заявления сомнительно. Пресловутые «налоги на роскошь» (недвижимость, самолеты и т.д.) введены скорее для вида. Какой, например, ущерб нанесет дополнительная ставка в 10 грн за кв. м жилья в год тем, кто имеет свыше 40 кв. м площади на каждого зарегистрированного? Дом в 300 кв. м выльется в платеж 3000 грн в год – всего 250 грн в месяц. Столько богатый человек может оставить «на чай» в ресторане. Тогда как для человека со средним достатком, который имеет просторное жилье, эта сумма будет заметна.То же касается и налогов на доходы физических лиц.
По мнению директора Института демографии и социальных исследований НАН Украины академика Эллы Либановой, преодоление разрыва между богатыми и бедными невозможно без введения прогрессивной ставки налогообложения. И правительство якобы последовало ее совету и ввело разные налоговые ставки для людей с разным достатком. Ставку налога предлагается установить на уровне 17% для лиц с ежемесячным доходом свыше десяти минимальных зарплат, а для остальных украинцев – 15%. На деле выходит, что под действие повышенного налога попадают люди с небольшим, по европейским меркам, легальным доходом в 9-10 тыс. грн. Это, конечно, не бедные люди, но и к богатым их не отнесешь.
Бывший премьер-министр Украины Анатолий Кинах считает, что такая налоговая ставка в первую очередь бьет по еще слабому среднему классу, а самых богатых не задевает. И действительно, богатые люди не живут на зарплату. Они легко выводят доходы заграницу, где налоги меньше, или обналичивают их без уплаты налогов через подконтрольные фирмы. Смешной кажется и ставка налога для частных самолетов и вертолетов на уровне 20 и 30 коп. (!) соответственно за кг максимальной взлетной массы. Например, плата за легкий вертолет Robinson R44 составит всего 625,8 грн в год. За моторную яхту также берут немного – от 2,5 до 3 грн за кВт мощности двигателя.
Единственное, что может испугать богатых людей – налог на доходы от депозитов. Согласно проекту, ставка налога на такие пассивные доходы предусматривается на уровне 5%, если общая сумма полученных в течение месяца процентов превышает две минимальные заработные платы – порядка 1,8 тыс. грн (то есть вклад должен быть более 200 тыс. грн).
В итоге выходят суммы копеечные, но если вкладчиков начнут ранжировать по размерам их депозитов, то банкам придется подавать в Налоговую администрацию больше информации. Никакой тайны вкладов, получается. Учитывая то, что представители бизнеса вряд ли держат крупные суммы на депозитах (эти деньги лучше пустить в дело), пострадать от такой нормы могут прежде всего чиновники, откладывающие на депозит трудовые и нетрудовые доходы. Поэтому уже слышны предложения изменить этот налог. Например, ввести оброк с доходов всех вкладчиков. Тогда деньги в бюджет с депозитов будет отчислять сам банк, но тайна вкладов останется неприкосновенной. Единственная проблема, с которой Кабмин пока не справился – дефицит госбюджета. В 2010 году совокупный госдолг достигнет 40-41% от ВВП и продолжит расти быстрыми темпами в следующем году.
Одновременно стране грозит падение налоговых поступлений в результате введения Налогового кодекса почти на 4 млрд. грн. По словам директора Института экономики и прогнозирования НАН Украины академика Валерия Гееца, это может вызвать волну «макроэкономической нестабильности». А нестабильность может быть выражена, например, в виде резкого ослабления национальной валюты. Поэтому даже если Кодекс и примут, хватка Налоговой не ослабеет. Правда, тянуть лямку за богатых придется хилому среднему классу.