ГлавнаяЭкономикаБизнес

Акимова: Благосостояние регионов зависит от того, как работают региональные власти

27 апреля в Киеве собрались представители облгосадминистраций со всей Украины на практический семинар для высшего руководства регионов на тему «Региональное экономическое развитие: кластерная модель», организованный Фондом «Эффективное Управление» при поддержке Комитета экономических реформ. Председатель Донецкой областной государственной администрации Анатолий Близнюк и директор департамента «Администрация городского головы Львова» Олег Березюк рассказали о позитивных результатах применения кластерной модели в своих регионах.

Акимова: Благосостояние регионов зависит от того, как работают региональные власти

На открытии семинара выступила заместитель главы Администрации Президента Украины, исполнительный секретарь Комитета экономических реформ Ирина Акимова. Она поделилась с ИА «НОВЫЙ МОСТ» своими мыслями о роли центральной власти и органов местного самоуправления для развития регионов.

Страна практически четыре месяца жила без государственного бюджета, а значит, и местные бюджеты не могли быть приняты. Как вы оцениваете такое положение вещей?

В прошлом году в бюджетной сфере были накоплены огромные проблемы, начиная с астрономического роста государственного долга и государственных гарантий, которые распространялись в ручном режиме, и заканчивая пустым казначейским счетом. Новому правительству в 2010 году пришлось столкнуться со всеми проблемами огромного бюджетного дефицита.

Вдумайтесь, насколько сложно на практике выполнить требования МВФ! Бюджетный дефицит в Украине доходил до 13%. МВФ требовал снизить его вдвое – до 6%. При этом нужно учесть необходимость выполнения Закона «О повышении социальных гарантий», чтобы минимизировать последствия кризиса для населения. Также правительство понимает, что необходимо возвращаться к теме инновационного развития, а для этого нужны, в том числе, и государственные инновационные программы. И все эти противоречивые требования нужно объединить в одном документе. Над проектом бюджета работало Министерство финансов совместно с представителями МВФ, Администрация Президента тоже подавала свои критические замечания.

Разумеется, в проекте бюджета можно найти определенные недостатки. Но самое главное, что бюджет делает реальную попытку выйти на путь финансовой дисциплины. Кроме того, в этом бюджете правительство попыталось уйти от чисто секторального подхода распределения льгот и преференций. Были изучены точки роста в экономике Украины, на которые и будут распределены имеющиеся небольшие бюджетные ресурсы.

Еще один важный аспект – финансирование социальных программ. Обещания Президента – повысить соцстандарты и увеличить уровень финансирования медицины – в этом бюджете выполнены. Обеспечено повышение пенсий и минимальной заработной платы, а значит, наиболее бедное население будет жить лучше. Это я рассматриваю как достижение бюджета. Также существенно увеличено бюджетное финансирование развития ряда отраслей – речь идет, в частности, о ракетно-космической отрасли, АПК.

Депутаты местных советов Днепропетровской области часто критиковали прежнее правительство за политику изъятий из местного бюджета в пользу государственного. Продолжит ли новое правительство эту практику?

Давайте посмотрим, с чем осталась страна: с пустым бюджетом и огромными долгами. Можно ли за один день изменить эту ситуацию? Наверное, нельзя. Вот почему распределение государственных ресурсов, я имею в виду в том числе и местные бюджеты, не может измениться сегодня-завтра.

Естественно, будут регионы-доноры и регионы-реципиенты. В прошлом в Украине 90% регионов были реципиентами. А значит, несколько регионов, не хочу сказать, что кормят, но дают финансовые ресурсы всем остальным. Это вещь абсолютно ненормальная. Я думаю, что новое правительство начнет с этой тенденцией активно бороться.

Городской голова Днепропетровска объясняет низкое качество дорог в городе, бедственное положение в сфере ЖКХ и общественного транспорта высоким уровнем изъятий из городского бюджета в пользу государственного. По его словам, денег, которые остаются в городском бюджете, просто не хватает на решение всех насущных проблем. Если изъятия будут продолжаться, хороших дорог городу не видать?

Есть два пути решения проблем. В первом варианте каждый регион заявляет о несправедливости распределения средств и пытается у своего соседа «откусить часть бюджетного пирога». Этот путь вряд ли приведет к единению страны и решению ее экономических проблем. Второй вариант предполагает использование имеющихся источников наполнения местных бюджетов. Если регион хочет строить дороги, заниматься развитием своей инфраструктуры и тем самым привлекать бизнес, он должен зарабатывать, в том числе сам.

Тема «единого окна» для предпринимателей (не только в сфере малого бизнеса, но и в сфере строительства) решена на законодательном уровне уже давно. Почему же в разных регионах ситуация с «единым окном» так сильно отличается? Это зависит от центра? Нет! Это зависит от того, как работают региональные власти.

Для увеличения притока бюджетных средств, нужно прилагать усилия, улучшать бизнес-климат в своем регионе. Опыт свободных экономических зон показывает, что какими бы низкими ни были налоги, но без развития соответствующей инфраструктуры, бизнес на территории не развивается. Речь идет об уровне административных расходов, низких барьерах входа и выхода, нормальной инфраструктуре, в том числе дорожной. Под административными расходами я понимаю как коррупционные расходы, так и средства, необходимые для регистрации бизнеса, выполнения своих налоговых обязательств, получения лицензий. Основной проблемой развития бизнеса в Украине сегодня является коррупция, которая напрямую связана с административными барьерами. Поэтому сейчас для развития бизнеса в том или ином регионе мы предлагаем использовать новые технологии управления.

Фондом «Эффективное Управление» в Донецкой области и во Львове реализуется программа экономического развития регионов. Как вы ее оцениваете?

Основной предпосылкой реализации этого проекта именно в этих регионах было желание и готовность местных властей внедрять новые подходы, экспериментировать. Запуск проекта был нелегким для обеих сторон, но сейчас мы уже видим интересные результаты. Думаю, проект вызовет большой интерес и у представителей других областей. Прежде всего, тех, где готовы устранять административные барьеры на пути развития бизнеса.