ГлавнаяЭкономикаБизнес

Глава Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка: Негативная обстановка нагнетается посредниками

Ситуация с размещением эмитентами годовой отчетности в условиях введения новых актов, регулирующих порядок раскрытия информации, вызывает бурю эмоций, как позитивных, так и негативных. Последние поддерживаются посредниками, уверен директор государственного учреждения "Агентство по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины" Александр Котельников. Об этом он заявил в интервью агентству "Интерфакс- Украина".

Глава Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка: Негативная обстановка нагнетается посредниками

Вопрос порядка размещения информации эмитентами особенно остро стал с принятием нового закона об акционерных обществах. Как сейчас выстроены отношения между эмитентом и агентством?
То, что происходит сейчас на рынке в период размещения эмитентами годовой отчетности и в связи с введением новых нормативных актов, регулирующих порядок и объемы раскрытия информации, вызывает бурю эмоций, как позитивных, так и негативных.

Недовольство, в основном, связано с тем, что мы, выступая посредником между эмитентами и Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку в плане размещения информации, пытаемся приучить эмитентов самостоятельно обнародовать данные в рамках законодательства и тех нормативных актов, которые были приняты комиссией для упорядочивания взаимоотношений на рынке ценных бумаг.

До сегодняшнего времени никто не отслеживал, кто непосредственно размещал информацию. В лучшем случае, это осуществляли третьи лица по поручению эмитента. А сейчас мы столкнулись с такими случаями, когда представители эмитента понятия не имеют о том, что в интернете размещается информация от их имени. Поэтому для того, чтобы упорядочить эти взаимоотношения, в первую очередь, нам нужно понимать, кто выполняет размещение этой информации.

Более того, от эмитента должно быть уполномоченное лицо для размещения. А уполномоченным лицом по какой-то причине часто выступает посредник, который и подписывает все сообщения эмитента. Возникает вопрос об объективности сообщений, которые находится в системе раскрытия информации ГКЦБФР.

На рынке возникла следующая ситуация. В 2006 году принималась нормативная база, которая в настоящее время регулирует взаимодействие комиссии и агентства. В 2007 году запускался "стокмаркет". Согласно решению госкомиссии №1658, размещать информацию на "стокмаркете" имеет право только субъект раскрытия – эмитент. Вторым лицом, которое занимается размещением, является уполномоченный представитель госкомиссии, то есть агентство. И эмитент, и агентство должны принимать все меры во избежание передачи регистрационного кода третьему лицу. Ведь регистрационный код позволяет зайти на сайт и внести любые данные.

Хочу напомнить, что с 26 февраля расширен список информации, которую можно размещать на "стокмаркете". Например, теперь эта информация может быть об акционерном собрании. И если это делает посредник, то он может в любой момент разместить данные, которые выгодны для него, но не для эмитента. Могут возникнуть конфликтные ситуации.

Какие же меры приняло агентство, чтобы защитить базу данных от попыток манипулирования?
Меры приняты не нами. 4 марта состоялось заседание коллегии АРИФРУ, нашего наблюдательного органа, и пунктом 1 решения №4 было принято "поручить Александру Котельникову принять исключительные меры по выполнению положения регулятора №1658 о раскрытии информации".

Исключительные меры не расшифровываются, но поставлена задача, чтобы на сайте "стокмаркет" размещали информацию только эмитенты. Регистраторы, аудиторы, юристы - любые посредники - могут участвовать в подготовке отчетности, но не в размещении. За это несет ответственность эмитент. Это его имидж, от этого зависит его инвестиционная привлекательность.

Кто же должен готовить эту информацию?
Обязательно – квалифицированный специалист эмитента. По этой информации готовятся инвестиционные решения, поэтому в любом случае человек, который работает на предприятии и предоставляет информацию в системе раскрытия информации госкомиссии, должен быть квалифицированным специалистом. Мы надеемся, что со временем вступят в силу нормы, требующие подготовки лицензированных корпоративных секретарей, которые бы непосредственно отвечали за предоставление данных о компании.

В каком состоянии сейчас находится отчетность? Есть ли проблемы с раскрытием информации?
Отчетность сейчас предоставило около 200 компаний. Обычно отчетность размещается на сайте активно с 25 апреля. Еще 40 дней до окончания размещения информации.

Нагнетается негативная обстановка, и она создается искусственно посредниками.

Те эмитенты, у которых есть специалист по ценным бумагам, корпоративный секретарь, главный бухгалтер, директор – лица, которые отвечают за размещение информации, - спокойно заходят на сайт.

Единственное, что сейчас происходит – это упорядочивание документооборота. Мы должны понимать, кто размещает информацию за эмитента. Для этого подписываются договоры между эмитентами и АРИФРУ, к которым в дополнение идет идентификационный лист с указанием регистрационного кода. Данная мера принята в рамках 1-го пункта решения №4 коллегии.

Ранее договоры не подписывались, мог зайти на сайт и зарегистрироваться любой человек.

Эти договоры планируется заключить со всеми эмитентами, для того чтобы мы понимали, кто размещает информацию. Договоры подписываются бесплатно, однако для тех эмитентов, которые впервые регистрируют индивидуальную страницу, регистрация стоит 50 грн, перегенерация кода - 100 грн.

Любой эмитент, который уже имеет код, продолжает им пользоваться, просто отношения оформляются договором.

Почему встал вопрос о перегенерации кода?
Очень безответственно относятся к коду. Код дает возможность разместить официальную информацию. Эмитент размещает данные о компании и забывает, что у него когда-то был код, который затем может находиться у кого угодно. Например, человек, который раньше работал у эмитента, может зайти и разместить любую информацию на страницу эмитента, вплоть до собрания акционеров.

Поэтому перегенерация должна быть платной, чтобы эмитент задумался, что этот код нужно хранить. Это больше дисциплинарный момент, сумма чисто номинальная. По сути, эти поступления только покроют тот документооборот, который произойдет между нами при оформлении договоров.

Отношение рынка к таким мерам меняется: сначала реакция был негативная, теперь мы наблюдаем, что эмитенты сами в этом заинтересованы.

Какие еще нововведения приняла коллегия?
Регистрация для входа на сайт. Вы помните, был инцидент 24-25 февраля этого года, когда нас засыпали запросами, и сайт ушел в зону безопасности - заблокировался для размещения. Он работал нормально, однако отчетности размещались только через почтовые ящики.

Для того чтобы избежать таких инцидентов, теперь вводится авторизация, даже при переходе от страницы к странице.

Будет ли введено платное размещение? Не обращались ли Вы с такой инициативой в ГКЦБФР?
Хочу подчеркнуть, что мы исполнители решений госкомиссии – технически и административно. Это касается и объемов размещаемой информации, и стоимости услуг. Поэтому такие вопросы не относятся к нашим инициативам.

Мы никогда не обращались в ГКЦБФР с таким предложением, поскольку бесплатность размещения гарантирована в Положении комиссии №1658 п. 2.3.

Вы пришли в АРИФРУ с ноября 2009 года. Каковы финансовые результаты деятельности агентства за этот период?
Долги компании сократились с 500 тыс. грн на конец декабря до 400 тыс. грн на 1 марта. Такая сумма задолженности сформировалась из-за того, что за время предыдущего правления не выплачивалась арендная плата, была сформирована задолженность по налогам, однако начислялись очень большие премии и надбавки к зарплатам.

Хочу отметить, что с 22 июля 2009 года в компании практически полностью отсутствовала первичная документация. Пару месяцев мы восстанавливали бухгалтерский учет. Когда навели порядок, начали заходить деньги.

Мы проводим семинары, предоставляются юридические услуги, разрабатываются пакеты документов для акционерных обществ. Сейчас мы разрабатываем много новых услуг, которые будут предложены эмитентам, но для того чтобы стартовать, нужно сначала навести порядок дома – у себя в агентстве.

Каковы ваши планы на 2010 год?
Довести до ума "стокмаркет". Здесь необходимо техническое обновление базы.

То, что сделано на "смиде", можно рассматривать как косметический ремонт. "Смида" создавалась давно, и если сейчас ее приводить в порядок, то лучше написать заново, и сделать более удобной для пользователя. Та система поиска, которая существует в настоящее время, достаточно неудобна. Ситуация очень усложняется тем, что у нас нет связей с предыдущими создателями, поскольку отсутствует почти вся техническая документация. Поэтому систему надо переписать, чтобы она была доступна не только для профессионала, но и для человека, который впервые зашел на наш сайт и не является профучастником рынка.

Как я уже говорил, наша основная задача в ближайшее время навести порядок: оформить взаимоотношения с эмитентами, обеспечить конфиденциальность доступа и защитить информацию от манипулирования третьими лицами, а также сделать пользование данными более удобным.

Что касается финансовых результатов, то мы надеемся в этом году как минимум выйти на безубыточность.