ГлавнаяЭкономикаБизнес

Экспорт украинских товаров в Евросоюз упал в 2 раза

Экономический кризис вызвал почти двукратное падение в 2009 г. поставок украинских товаров в Евросоюз – до 9,5 млрд. долл.

В нынешнем году, несмотря на прогнозы ускорения роста экономики, предприятия ожидают медленного восстановления объемов поставок.

Украинские предприятия не смогли удержаться на европейском рынке: объемы поставок продукции в ЕС в 2009 г. снизились на 47,6% – до 9,5 млрд. долл., а доля европейского рынка в структуре украинского экспорта – с 27,1% до 23,9%, сообщили в пятницу в Госкомстате, пишет Коммерсантъ-Украина.

В относительных показателях больше всего упал экспорт товаров в Ирландию – на 85,4%, в абсолютных – в Италию и Польшу – на 1,68 млрд. долл. (-57,9%) и 1,13 млрд. долл. (-48,2%) соответственно. Умеренное снижение продемонстрировал экспорт во Францию (на 13,9% – до 0,44 млрд. долл.), Германию (на 32,1% – до 1,24 млрд. долл.) и Испанию (на 34,5% – до 0,57 млрд. долл.). Португалия стала единственной страной, где объем украинского экспорта вырос (на 0,7% – до 63,6 млн. долл.).

После вступления Украины во Всемирную торговую организацию проблемы со странами ЕС на двустороннем уровне были решены, поэтому произошедшее снижение экспорта Украины можно объяснить лишь высокой долей в нем сырья, считают эксперты. Пострадала Украина и от ужесточения конкуренции на рынке ЕС, считает президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимир Щелкунов. «До кризиса многие европейские производители уделяли меньше внимания своему рынку, а теперь они усилили конкуренцию. К тому же украинская продукция часто не отвечает стандартам ЕС, что делает наше присутствие еще более уязвимым»,– отмечает он.

Предприятия не ожидают быстрого восстановления спроса на свою продукцию. «Мы пока не видим в Европе реального роста спроса на металл, поэтому пока не рассчитываем на этот рынок»,– заявил заместитель председателя правления ММК им. Ильича Сергей Матвиенков. «Для нас страны ЕС, особенно Италия и Испания, наряду с Индией – ключевые рынки сбыта нашей продукции. В 2009 г. мы имели очень серьезный спад поставок, но сейчас мы их наращиваем,– сообщил председатель наблюдательного совета концерна «Стирол» Николай Янковский.– На уровень 2008 г. мы пока не выйдем, тем более что дальнейшие перспективы напрямую зависят от цены газа».