Ранним субботним утром почти одновременно из столичного аэропорта «Борисполь» вылетают самолеты в турецкую Анталию и крымский Симферополь. В Турцию летят большими веселыми компаниями из светлого терминала «В». Тут царит оживление, весело блестит замотанный в пленку багаж, девушки в почти пляжных нарядах теребят в руках красочные буклеты. Буквально в двухстах метрах левее, в полупустом терминале «А» совсем другая атмосфера: молча ждут своей участи пассажиры, выбравшие Крым. Среди них несколько студенческих пар с рюкзаками, пожилые иностранцы, с десяток семей с маленькими детьми и компания мужчин в деловых костюмах. Когда голос из динамика объявляет посадку на рейс «Киев-Анталия», пассажиры крымского направления вроде даже как-то грустно вздыхают. Наконец, объявляют и рейс на Симферополь. В полупустом самолете без труда можно занять место у иллюминатора. Через полтора часа пассажиры высыпают под палящее солнце Крыма.
НИЗКИЙ СЕЗОН ЗАТЯНУЛСЯ
Начало сезона не принесло крымчанам ожидаемых денег. «В день берут всего одну-две экскурсии. Получается, что работаем мы только два дня в неделю. Такого давно не было: очень похоже на нищие 90-е», - рассказывает продавец туристических путевок Татьяна Б. Девушка продает путевки на ялтинской набережной, с надеждой поглядывая на каждого редкого прохожего. «Вот в конце июня будет заезд в санатории, тогда турист пойдет. А пока судить о сезоне рано», - утешает она сама себя. Между тем, все цифры говорят о том, что и в конце июня, и в августе ситуация не сильно будет меняться.
Прогнозы подтверждаются: официальные данные Министерства курортов и туризма Крыма указывают на небывалое падение интереса туристов к Крыму. По данным на 28 мая, количество отдохнувших в автономии составило 412,9 тыс. человек, что на 18,9% меньше уровня прошлого года. Организованно отдохнули в санаторно-курортных учреждениях и туристских предприятиях Крыма 138,4 тыс. человек, что на 24,8% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Пансионаты заполнены всего на 50,5% (в 2008 году - 53%). Минус по всем значимым позициям.
ЧТО НЕ ТАК В КРЫМУ
Но не только кризис виноват в такой ситуации. В прошлом году Крым посетило всего 5,6 млн. туристов, или на 1,7% меньше, чем в позапрошлом. А ведь кризис начался только под конец 2008-го и не мог существенно повлиять на доходы от туризма. Чтобы понять причины нежелания отпускников ехать в Крым, достаточно почитать отзывы тех, кто был на полуострове в прошлом году. «Отдых моей жены и двоих детей обошелся мне в 2008 году в $2 тыс. И что они получили за эти деньги? Диарею? И отдых среди куч смердящего мусора. А домой возвращались поездом, заплатив вашим местным вокзальным спекулянтам двойную цену за железнодорожные билеты. Отдохнули так, что вспоминаем с содроганием, хотя люди мы простые и совсем непритязательные в быту. И теперь вовсе не горю желанием съездить в Крым еще раз... Хватило!» - сыплет жалобами один из недовольных туристов на популярном в Крыму форуме «СевИнфо». Такие истории повторяются из года в год, но крымские власти и бизнес почти не реагируют на критические замечания. Более того, у многих крымчан растет недовольство туристами: мол, из-за них мусор на улицах, дороговизна, рост преступлений. Такая взаимная неприязнь создает незабываемую атмосферу особенного крымского гостеприимства.
ЦЕНЫ СКАЛЯТ ЗУБЫ
На днях министр курортов и туризма Крыма Андрей Сумцов сообщил, что руководство ряда крымских достопримечательностей резко повысило расценки на посещение этих объектов. Ливадийский дворец и Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник в этом году подняли цены на 30 грн. - до 40 грн. с человека. Лесоохотничьи хозяйства повысили стоимость входа на угодья в среднем на 30%. Даже чтобы посмотреть на тонкую струйку почти пересыхающего летом водопада Учан-Су, приходится раскошелиться на 10 грн, а чтобы полюбоваться водопадом Джур-Джур, надо выложить в два раза больше.
«Многие туристические компании Европы отменяют предварительные заказы туров. И это не потому, что туристы не хотят сюда ехать, причиной в первую очередь является ценовая политика. Во всем мире курортные регионы снижают цены до 30%, у нас же они выросли по сравнению с прошлым годом на 30-40%», - говорит «Левому берегу» директор туристической компании ООО «Интурист» (Ялта) Лилия Иванова. Для дороговизны есть объективные причины, например, изменения курса доллара. Когда компании рассчитывали туры, доллар стоил более 8 грн, а теперь его покупают по 7 с копейками. «Разница, естественно, сказывается на стоимости всего тура, поэтому мы вынуждены менять цены, которые уже вошли в туристические каталоги, а это аномальное явление. Нельзя работать с Европой и не иметь стабильных предложений», - говорит г-жа Иванова.
Но есть и субъективные причины роста цен. Под предлогом кризиса начали повышаться цены на транспортные услуги, хотя стоимость топлива осталась почти прошлогодней. Автобусы, аренда которых в прошлом году стоила 150-180 грн в час, теперь стоят 280-360 грн/час.
Казалось бы - из-за этих копеечных повышений путевка подорожает на каких-то $10-20. Но ведь стоимость тура просчитана до цента, и даже небольшое повышение может быть критическим. «Из-за дороговизны и роста цен мы начали получать больше отказов. С начала сезона уже отказались к нам ехать шесть групп из Дании, Франции и Голландии. Для нашей компании это значительное количество. Планировалось, что эти туристы побывают в Киеве, Одессе и в Крыму, потратят у нас деньги. Есть «отказники» и среди туристов из бывших советских стран», - говорит Лилия Иванова.
Доступ к морю - еще одна болевая точка. Большинство пляжей на ЮБК стали платными, цена на вход иногда достигает 100 грн с человека. Например, на знаменитом Массандровском пляже в Ялте есть только два участка, где можно купаться бесплатно. Но и там обязательно придется платить за аренду лежаков.
ПЕРВЫЕ ПОДВИЖКИ
Отдельные санатории и мини-отели, поднявшие в этом году цены на жилье на 30-40%, начинают предлагать скидки. Те же, кто умерил свои аппетиты, надеются заработать чуть больше. «Планируем догнать показатели прошлого года к концу сезона, в том числе и за счет своей ценовой политики. Цены у нас выросли только на 15%, сейчас номер на двоих с завтраком стоит 550 грн в сутки, а в разгар сезона цена вырастет до 750 грн. Кроме того, мы прибавили в сервисе: провели кардинальную реконструкцию двух бассейнов, открыли несколько новых конференц-залов», - чуть ли не хвастает Александр Радукан, генеральный директор ОАО «Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист», на которое приходится около половины официального номерного фонда всех гостиниц города.
Среди отелей выросла конкуренция. «Предприятия санаторно-курортного комплекса Восточного Крыма, предложившие в этом году на свои услуги невысокие цены, стали более востребованными. Например, санаторно-курортные учреждения Черноморского района, которые всегда начинали свою работу с середины июня, в 2009 году стали функционировать уже в начале июня, и количество организованно отдохнувших в них на 50% выше, чем в 2008 году. В Судаке количество организованно отдохнувших в середине июня этого года на 2,2% выше, чем в этот же период 2008 года, в Керчи данный показатель выше прошлогоднего на 12,1%, в Раздольненском районе - на 10,8%», - говорит «Левому берегу» министр курортов и туризма Крыма Андрей Сумцов. Оказалось, что в этих районах не только дешевле, чем на ЮБК, но и морская вода прогревается на востоке и западе полуострова быстрее: ее температура составляет 21-22°С, тогда как на ЮБК она еще держится в пределах 18-19°С.
По словам министра, в Крыму достаточно отелей, соответствующих международным стандартам. Причем за последние годы их количество увеличивается, так как спрос рождает предложение. «В высокий сезон забронировать номер в гостиницах высокого класса в Крыму практически невозможно, они раскупаются в первую очередь. Стоимость 4-звездочного отеля в Турции по системе «все включено» - в среднем $85 в сутки с человека. В аналогичном отеле «1001 ночь» в Кореизе, тоже работающем по системе «все включено», - от $50 до $80 с человека», - утверждает Андрей Сумцов.
Хорошие отели один за другим и вправду появляются в Крыму. Но количество их еще так незначительно, что они мало влияют на общую картину. И даже в них сервис не всегда отвечает количеству звезд, указанному рядом с названием отеля. А посему многие украинцы, планируя свой летний отдых, вариант Крыма не рассматривают в принципе.