ГоловнаКультура

«Свічковий заводик» при музеї

Общеизвестно, что люди, желающие заниматься наукой и просветительской деятельностью, идут работать в музеи, а желающие делать карьеру в бизнесе стучатся совсем в другие двери. Но нет правил без исключений – в музее, оказывается, тоже можно заниматься бизнесом.

Закон однозначно гласит: «Руководители государственных предприятий, учреждений, организаций (цехов, отделов, лабораторий и т. п.) и их заместители не имеют права работать по совместительству (за исключением научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности)» (Наказ Мінпраці, Мінюсту та Мінфіну України вiд 28.06.93 N 43 Про затвердження Положення про умови роботи за сумiсництвом працiвникiв державних пiдприємств, установ i організацій, п.4). Но это не помешало двоим руководителям (на сегодня – бывшим) Национального заповедника «София Киевская» обзавестись собственным бизнесом. Особенно впечатляет карьера Вадима Кириленко, закончившего свою деятельность в заповеднике на посту первого заместителя генерального директора.

Вадим Кириленко(второй слева) в компании чиновного однофамильца и знаменитых археологов
Фото: Предоставлено Викторией Зелюк
Вадим Кириленко(второй слева) в компании чиновного однофамильца и знаменитых археологов

В 2000 году молодой человек, только что закончивший Национальный университет строительства и архитектуры по специальности «городское строительство и хозяйство» начал трудовую деятельность сразу с поста главного инженера «Софии Киевской». Оставим на совести тогдашнего директора Нелли Куковальской то, что памятник ЮНЕСКО – отнюдь не площадка для отработки профессиональных навыков свежеиспеченных инженеров. Вероятно, Вадим Кириленко проявил недюжинные способности, вскорости став заместителем генерального директора по реставрационным работам и техническим вопросам, а затем – первым заместителем генерального директора Национального заповедника «София Киевская». А в 2006 году юное дарование открыло собственную строительную фирму «Рест-Буд». Сведения о ней можно найти в госреестре. Много ли музейщиков могут накопить на частный бизнес из своих далеко не самых высоких зарплат? Но не будем строить догадки.

Дело даже не в административном нарушении (хотя это само по себе безобразие), а в его последствиях для заповедника. Г-н Кириленко, похоже, так увлекся собственными делами, что позабыл о должностных обязанностях: памятники архитектуры, принадлежащие «Софии Киевской» за десять лет его руководства пришли в катастрофическое состояние. Когда начальство заповедника осознало угрозу историческим зданиям, Вадим Кириленко отнюдь не пострадал. Просто в 2011 г. на работу наконец-то пригласили специалиста. Анатолий Химич, занявший должность заведующего сектором комплексного ремонта и обслуживания зданий обнаружил протекающую крышу собора, трещины в стенах памятников архитектуры XVIII в. И бросился устранять разрушения, чем занимается и поныне, потому что проблем накопилось немало, а средства на их решение, как всегда в наших музеях, весьма ограничены. А Вадим Кириленко после увольнения из заповедника стал представляться экспертом по реставрации памятников архитектуры и гневно клеймить нынешнее руководство «Софии Киевской», пытаясь списать на новых сотрудников собственные грехи.

Вадим Кириленко не был одинок в своих бизнес-инициативах. Когда он получил повышение, то на освободившееся место главного инженера пригласил своего друга, Виталия Назаренко. Новому назначенцу тоже посчастливилось обзавестись собственным «свечным заводиком» – в 2006 году он открыл фирму, занимавшуюся (по крайней мере, имевшую право в соответствии с уставом) и производством промышленного холодильного и вентиляционного оборудования, и посредничеством в торговле машинами, промышленным оборудованием, судами и самолетами (!!!), и посредничеством в торговле мебелью, металлоизделиями и прочей мелочевкой. Фирма Назаренко даже поучаствовала среди прочих участников проекта в поставке и монтаже системы кондиционирования для памятника архитектуры XVIII в., Дома митрополита, принадлежащего заповеднику. Некоторые сотрудники предполагают, что фирма Назаренко служила для интересных манипуляций со средствами, отпущенными на реставрационные работы, но доказать это ныне проблематично. Так или иначе, но вскоре после увольнения г-на Назаренко из заповедника его бизнес благополучно закрылся, о чем свидетельствует запись в госреестре.

Спрашивается, зачем нам сегодня ворошить старое и копаться в деятельности музейщиков-бизнесменов десятилетней давности? Дело в том, что Вадим Кириленко неожиданно всплыл рядом со своим однофамильцем, министром культуры Вячеславом Кириленко на краю раскопа, в котором археологи обнаружили фрагмент улицы домонгольских времен. После чего на страничке бывшего музейщика в Facebook появились соответствующие фотографии, а также некоторые документы Минкульта непубличного свойства, касающиеся попыток министерства сместить с должности нынешнего директора «Софии Киевской» Елену Сердюк. И если между однофамильцами возникли настолько теплые отношения, что «эксперту по реставрации» предоставляют для публикации министерскую переписку, то возникает резонный вопрос: каким будет следующее назначение Вадима Кириленко? Может, он возглавит новый археологический музей? Или сразу – «Софию Киевскую»? Почему-то не вызывает сомнений, что в любом случае частный бизнес рьяного защитника памятников архитектуры будет процветать при любом новом назначении.

Виктория Зелюк, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram