ГоловнаКультура

Божий дар и яичница на киностудии Довженко

Не смотря на то, что в этом году Гогольфест укорочен ровно в три раза, театральная программа не стала от этого менее насыщенной или менее интересной.

Божий дар и  яичница на киностудии Довженко

Традиционным стало разделение ее на две части: первая отображает современные веяния в театральном искусстве, вторая (так называемый Украинский шоукейс) посвящена веяниям отечественным, объединив под своим крылом лучшие премьеры минувшего сезона.

Оставив украинские свершения на рассмотрение профессионалам и театральным продюсерам, посмотрим, чем успела порадовать столичного зрителя международная часть театральной программы. Об открытии, перфомансе «Multiverse», созданном совместными усилиями барселонского театра La Fura dels Baus и киевского театра ДАХ, мы уже писали.

Двумя другими спектаклями, представившими совершенно разные направления в театральном искусстве и оставившими диаметрально противоположные впечатления, стали «На кончике языка» («Tip of the Tongue») театра PLASMA из Швейцарии и «Антология», поставленная миланским атлетическим театром Kataklo. И если первый оказался блестящим упражнением для мозгов, балансирующим на грани нейрофизиологии, теоретической физики и философии, то второй был больше похож на экзамен в школе художественной гимнастики.

Поскольку Божий дар с яичницей сравнивать не принято, взглянем на эти спектакли подробней по отдельности.

Швейцарский театр PLASMA существует уже 10 лет и имеет в своем активе 13 постановок, каждая из которых посвящена фундаментальным вопросам нашего с вами существования – есть у человека душа и доказуемо ли это, каков процесс человеческой идентификации, как мы находим общий язык и так далее. Спектакль, привезенный в Киев, посвящен проблемам человеческого сознания и его способности познать самого себя.

Прелесть постановки заключается в том, что даже если вы не понимаете текст, который произносится актерами, вас не лишат возможности уловить другие смыслы. Не смотря на то, что вряд ли каждый зритель будет в курсе огромной традиции, которая кроется за спорами персонажей о том, можем ли мы свести работу головного мозга к одним лишь физиологическим процессам и взаимодействиям и обозвать затем систему этих взаимодействий человеческой личностью, или нет, «На кончике языка» интересен, прежде всего, тем, что пропагандирует качественно другую модель современного театра.

Вся «новая драматургия», будь она родом из России или Германии, будь то великий и прекрасный Мартин Макдонах, так и норовит нас подлечить, вскрывая нарывающие раны нашего нездорового общества, подцепившего заразу на почве капитализма, глобализации и кризиса перепроизводства. Не стесняясь в выборе средств для выражения, адепты такой драматургии пытаются донести до нас свои угнетающие антиутопии и убедить зрителей в том, что если они сейчас же не побегут сеять доброе и вечное, миру придет конец.

Режиссер Лукас Бангертер и его театр оказались в стороне от этой мрачной тенденции, сотворяя нечто действительно светлое. Посвятив себя постановке вечных вопросов, герр Бангертер оказывается ближе к ученым, изучающим квантовую физику, чем к театральным режиссерам, как таковым. Поэтому его спектакль смотрится некой «вещью в себе», не зацикленной на том, поймут ли зрители текст, перенасыщенный терминологией, сконцентрируются ли они исключительно на физических движениях, или ритме происходящего на сцене.

Каждый может найти в нем что-то для себя, ведь, в конце концов, идея, к которой в итоге приходят персонажи, заключается в том, что объяснить весь мир (и, в частности, весь спектр функций головного мозга) невозможно, возможно лишь описать и показать, как он существует. Само название, «Tip of the Tongue», описывающее ментальный процесс, когда слово вертится на кончике языке, но нам чего-то не хватает для того, чтобы его произнести, подталкивает нас к обнаружению этой фундаментальной, если хотите, нехватки этого «чего-то».

Кто-то обнаружил в этом феноменологию, кто-то – Лакановский психоанализ, кто-то – спор физикалистов и антифизикалистов, а кто-то получил уникальную возможность задуматься над работой собственного котелка, прямо не отходя от зрительного зала. В итоге из павильона, где проходил спектакль, 6 сентября дважды выходило множество думающих людей. Это ли не цель настоящего искусства?

8 сентября ситуация по выходу из зала после спектакля итальянского театра Kataklo была удручающей. Не знаю, как у остальных зрителей, но в моей голове занозой сидел один вопрос: «Зачем?». При этом нельзя сказать, что актеры (танцоры? атлеты?), исполнившие перед нами нечто под названием «Антология» недостаточно квалифицированны, или, не дай бог, неубедительны. Отнюдь, ребята отлично владеют своим телом, хореографической техникой и даже наверняка практикой йоги, но даже если предположить, что они таким образом пропагандируют культ тела, в этом все-таки должен иметься определенный смысл.

Даже греки, основоположники Олимпиады и знатные ценители красоты человеческого тела, додумались подложить под свои пристрастия философию и даже придумали красивое название – «калокагатия», подразумевающее под собой гармонию духовной и физической составляющей человеческой личности.

Режиссер театра Kataklo, Джулия Стациоли, не утруждала себя сложными драматическими постановками, представив на Гогольфесте сборную солянку, походившую больше на экзамен в школе художественной гимнастики, чем на вменяемый образец современной школы хореографии. Признаюсь честно, при всем моем желании сбросить тяжкие оковы сноба и открыться незамутненному смыслами представлению «Антология», воспринять его как настоящее событие в мире современного искусства было более чем затруднительно. Для этого у постановки должна быть более высокая цель, чем просто приехать в Киев, красиво попрыгать под мелодии и ритмы зарубежной эстрады и радостно откланяться под шумные овации. К сожалению, подобной цели в выступлении театра Kataklo обнаружено не было.

Списать это на счет слишком быстрой подготовки к фестивалю (за 2 месяца сложно придумать программу, полностью соответствующую концепции), или на счет выполнения условий спонсорства – не знаю. Теперь я знаю лишь одно: следует более осторожно относиться к театрам, имеющим в названии слово «атлетический», и стараться не возлагать большие надежды на спектакль, названный кем-то сюрреалистическим – оказывается, каждый понимает его по-своему. Несмотря на это небольшое недоразумение в программе фестиваля, Гогольфест в этом году производит должное впечатление – тяжелая артиллерия современного искусства, уже представленная совместным концертом ДахиБрахи и финнов Kimmo Pohjonen Kluster, театром PLASMA и хорошей визуальной программой (видеоартом, в частности), будет дополнена в ближайшие дни авангардной оперой «Дети выдры», ретроспективой Аньес Варда, хип-хоперой «Копы в огне», концертом легенды трип-хопа Tricky и множеством других событий, запланированных на киностудии им. Довженко.

Спешите видеть и слышать.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram