ГоловнаКультура

Записки режиссера. Из Китая, с приветом

Когда-то давно, очень давно, за 259 лет до Р.Х., так давно, что даже еще Москвы и Севастополя не было, в Китае, в бедной семье родился мальчик, которому при рождении дали имя Чжэн.

Записки режиссера. Из Китая, с приветом
Фото: newsru.co.il

По неизвестным причинам, уже в 13 лет смышленый Чжэн стал циньским правителем. А в 39 выросший в величественного мужчину мальчик смог – силой, правда, – объединить весь Китай, до этого уныло разделенный на шесть нелепых независимых государств. После этого Чжэн принял тронное имя Цинь Ши Хуан-ди и стал первым в истории императором объединенного Китая.

Когда колоссальная кампания по объединению Поднебесной была им, в принципе, завершена, то с целью укрепления вертикали власти новый император провел ряд радикальных реформ. Проводились они под неизменным лозунгом всех радикалов-реформаторов: «Все колесницы с осью единой длины, все иероглифы – стандартного написания». После чего империю разделили на 36 военных округов и начали строить Великую китайскую стену. Молодец, Цинь Ши Хуан-ди! Честь тебе за это и слава в веках!..

Но был у императора главный советник по имени Ли Сы. Весьма неглупый человек. Кстати, говорят, что это именно Ли Сы надоумил императора провести соответствующие реформы в стране и лично курировал их строжайшее и неукоснительное выполнение.

Так вот, однажды этот самый Ли Сы для введения необходимого в огромной стране единомыслия посоветовал императору запретить все сто имеющихся в Китае ученых школ и сжечь все их книги, кроме, возможно, отдельных сельскохозяйственных и медицинских, попутно наказав смертной казнью и тех, кто их хранит. Прекрасная идея! Сказано – сделано!..

И в 214-м до н. э. было устроено, вероятно, первое в истории человечества массовое сожжение неугодных книг. А когда это некоторым ученым китайцам не понравилось, пришлось вместе с книгами сжечь еще и 460 особо упрямых конфуцианцев. Остальных недовольных терпеливо закопали в землю.

После этого книги в мире еще много раз сжигали и запрещали. Под «горящую» руку бдительных радикалов попадали многие – от Конфуция и Галилея до Радищева, Вольтера и Дарвина. От Гейне, Золя, Маркса и Фрейда до Толстого, Рериха, Соловьева и о. Павла Флоренского.

От крамольной «О причинах и характере Унии в Западной России» Н.И. Костомарова до сатанинского «Гарри Поттера» Джоан Роулинг.

Уже века и тысячелетия непрерывно тянется через всю грустную человеческую историю эта безумная цепочка огненного экзорцизма – начиная с китайского императора Цинь Ши Хуан-ди, мимо итальянского священника Джироламо Савонаролы и немецкого рейхсканцлера Адольфа Гитлера, прямиком к нашим соотечественникам из Севастополя, которые под памятником русской императрице Софии-Фредерике-Августе Ангальт-Цербстской недавно радостно сожгли школьные учебники по «Новейшей истории Украины».

Думаю, вы понимаете, что я сейчас говорю не о конкретной книге, а о принципе. Ведь иначе следующим неизбежным шагом на этом опасном пути станет выполнение предписания из русской «Кормчей книги» 1284 года (сборника церковных и светских законов): «Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь».

Вы этого дождаться хотите? Я – нет. Вот и не жду.

Кстати, а знаете, чем закончилась история первых китайских книгосжигателей?

Основанная Цинь Ши Хуан-ди династия Цинь, собиравшаяся править Китаем на протяжении десяти тысяч поколений, была свергнута всего через несколько лет после смерти ее основателя. Тогда же казнили и человека, портившего книги, – Ли Сы был разрублен надвое в пояснице на центральной площади Сяньяна, столицы новой империи.

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram