Однако.
Однако избирателям важна как раз внешняя сторона процесса. Что на сегодняшний день видит избиратель? Есть КОД, есть не-КОД, который тоже оппозиция, есть около-КОД, есть общественные активисты, которые вообще сами по себе.
Мне, как избирателю, очень сложно разобраться в подобном многообразии. Против кого все дружат, всем давно понятно. А вот за что дружат - это очень сложный вопрос.
В связи с этим, мне кажется, что логичным и правильным было бы упорядочение всех оппозиционных процессов, происходящих накануне выборов. КОД - это, конечно, замечательно, однако кроме сопротивления диктатуре, каждый избиратель думает о своих ежедневных, насущных проблемах. И для избирателя не совсем понятно, что будет после того, как диктатура будет сломлена.
Для каждого избирателя важно донести, что демократия - это не цель, демократия - это средство для достижения целей. А вот сами цели - хорошо бы сформулировать, и желательно очень конкретно. Вплоть до 1, 2, 3, 4...
Однако сколько людей, столько и мнений. Вернее, сколько у нас оппозиционеров, столько и целей. У кого-то они совпадают больше, у кого-то меньше.
Как мне кажется, выход есть.
И выход этот заключается в том, чтоб создать оппозиционное коалиционное правительство.
Прием этот не новый, однако действенный. В первую очередь, он помог бы самой оппозиции отойти от хаотичных деклараций и заняться системной работой.
Во вторую очередь, он бы позволил взаимодействовать между собой на технократическом уровне.
Я был автором идеи единого списка еще в августе, и предлагал это официально Комитету сопротивления диктатуре. Были разные мнения, и разные мнения есть сейчас, и поэтому я не могу дать какого-то окончательного прогноза. Думаю, прежде всего, нужно смотреть на вещи практично-технологичного характера. Если мы с помощью единого списка берем большинство, значит надо отбросить все препятствия и делать единый список для всей оппозиции. Если нет, тогда идти несколькими списками
— Вячеслав Кириленко
Если говорить об упомянутой мной внешней стороне, то это могло иметь примерно такую форму:
Масштабный съезд оппозиции, которая желает принимать участие в формировании оппозиционного правительства. Далее, путем обсуждений, договоренностей, компромиссов, избирается это самое правительство, где работает либо квотный принцип, либо принцип компетенции, либо еще какой-то, но главное, что б он был понятен всем.
А дальше, собственно, начинается оппозиционная работа. Такая, какой она должна быть. Выработка и демонстрация обществу альтернативных власти решений. Если говорить о совсем уж частностях, то это может быть сайт в Интернете, где каждый, кто интересуется, может увидеть то, что предлагается и понять, нужно оно ему или нет, увидеть тот состав, который с большой вероятностью будет работать в новом правительстве.
Для оппозиции - это тоже определенный тест на совместимость. И возможность, пока еще, корректировок и перестановок. Время есть и использовать его надо максимально эффективно, чтоб к моменту прихода во власть, избежать попыток запрячь в одну телегу, коня и трепетную лань. Не тратить на это время и не раздражать избирателей.
Опять же, если говорить о лидерах оппозиции, то сразу можно будет увидеть, на основе предлагаемых решений, уровень компетентности и уровень подготовленности.
P.S. О существовании нынешнего оппозиционного правительства я знаю. И знаю, что возглавляет его Сергей Соболев. Однако, больше мне о нем ничего не известно. И думаю, что большинству избирателей тоже.