Эксперты и представители бизнес-сообщества в лице Американской торговой палаты и Адвокатского Объединения Arzinger решили взять дело в свои руки. 19 марта в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект № 2431 «О внесении изменений в законодательство о защите экономической конкуренции относительно определения органами Антимонопольного комитета Украины размера штрафов за нарушения законодательства о защите экономической конкуренции», который является ключевым в реформе антимонопольного законодательства.
Сегодня Антимонопольному комитету Украины предоставлена абсолютная дискреция в определении размеров штрафов за нарушение правил экономической конкуренции, установленных законом. При этом подходы Комитета в этом отношении нельзя назвать последовательными: практический опыт доказывает, что за одни и те же нарушения и при примерно одинаковых исходных данных одни компании были оштрафованы на миллионы гривен, а другие – получали рекомендации или символический штраф. В соответствии с законом Комитет имеет право накладывать так называемые «оборотные штрафы» - за определенные нарушения до 1 %, 5 % или 10 % от дохода (выручки) целой группы компаний за предыдущий финансовый год. Чем руководствуется Комитет при установлении размера штрафа, остается на сегодня загадкой.
Компании сильно ограничены в возможности обжаловать размер штрафа в судебном порядке. При отсутствии каких-либо правил, устанавливающих порядок его определения Комитетом, юридические основания для обжалования самих сумм фактически отсутствуют. Отсутствие указанной методики создает обширное поле для развития коррупции, дискриминации субъектов на рынке, приводит к непредсказуемости антимонопольного регулирования и невозможности оценить стоимость соответствующих рисков.
Такая ситуация подтолкнула бизнес сообщество занять проактивную позицию и самостоятельно обратиться к юристам, специализирующимся в сфере конкурентного права, с целью разработки необходимых документов: законопроекта, обязывающего применение соответствующей методики, а также и самой методики. При разработке этих документов были взяты лучшие европейские и мировые практики.
Помимо прочего, указанный законопроект содержит важные положения, которые гарантируют право пересматривать размер наложенных Комитетом санкций в судебном порядке независимо от признания компанией совершения нарушения по сути в процессе рассмотрения дела в АМКУ.
В соответствии с предложенным законопроектом соответствующая Методика определения размера штрафов должна утверждаться на подзаконном уровне – отдельным постановлением КМУ. На сегодня проект такого постановления уже разработан и юристы готовы представить его на обсуждение экспертному сообществу.
Следует отметить, что еще в 2008 году Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) рекомендовала Антимонопольному комитету разработать и утвердить такую методику, однако 7 лет спустя Украина так и не приблизилась к решению этой проблемы. В связи с этим обязательство по разработке этого документа было зафиксировано в Коалиционном соглашении и Плане имплементации Соглашения об Ассоциации, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины.
В ближайшее время пройдет заседания Общественного совета при АМКУ. Проект закона № 2431 будет вынесен на его рассмотрение. Поддержит ли его Совет, неизвестно, однако ясно, что потребность реформы давно назрела и от нее в том числе зависит инвестиционная привлекательность , а значит и экономическая ситуация в Украине.