В СССР была единая идеология, линия партии, в соответствии с которой все должны были жить, учиться, работать, а главное – думать. Культивировалось понятие исключительности советского человека, своеобразный собирательный образ самых лучших качеств. Инакомыслие не то, чтобы не приветствовалось, оно просто каралось. До ІІ Мировой войны силовой фактор влияния на массы был один из самых действенных и беспощадных. Чего только стоит «чёрный ворон», знаменитая машина НКВД, попав в которую люди пропадали навсегда.
После войны ситуация практически не поменялась, только прибавился лозунг восстановления страны после войны. Но людей так же пачками свозили в лагеря, военных, попавших в плен, осуждали за измену Родине, система доносов процветала. Потом началась эпоха соревнования с США: кто больше, лучше и дальше. Там тоже не обходилось без прессинга: люди работали на износ, а особых благ не получали.
Ну а что у нас в «республиках»? Ситуация повторяется. Без тотального силового контроля над людьми теперешняя «власть» не получила бы такой «поддержки». Основная идея осталась как в совке - мыслить все должны одинаково. Главный посыл «населению республики» - «мы русские, а значит самые сильные, храбрые, умные» и т.д., то есть продолжается идеологическая подпитка собственной исключительности. СМИ полностью подконтрольны и ни о какой «независимой прессе» речь идти не может. Об этом говорят многие журналисты, которые пытались освещать события и доносить до аудитории реальную ситуацию в «Л/ДНР». Например, Энрике Менендес так охарактеризовал состояние прессы: «Информационное пространство находится в тяжелом состоянии, потому что ДНР создает массу препятствий для нормальной работы СМИ». Та же система построения информационной политики наблюдается и в путинской России.
«Чёрных воронков» уже нет, но людей так же хватают по доносам «патриотов» и закрывают в подвалах «МГБ». Про суд, «самый гуманный суд в мире», говорить не стоит. Например, донецкие волонтёры жалуются, что многих их коллег арестовали «МГБ» с обвинениями в «организации подпольного движения». То есть любая организация, которая не санкционирована «верхами» уже считается преступной. Цели таких объединений не важны, будь то помощь старикам, детям, бездомным животным, но если тебя не контролируют «компетентные органы» - ты враг «республики». Эту информацию подтверждает и лидер движения «Луганская гвардия» Анастасия Пятерикова.
Кроме того, «мгбэшники» могут, так сказать, принуждать к патриотизму и гражданскому сознанию путём прямой демонстрации силы. Так было с директором завода «Донецккокс» (входит в «Метинвест») Андреем Шабановым, которого вооруженные люди несколько дней возили в багажнике автомобиля, требуя перерегистрировать предприятие в «ДНР».
Люди так же, как и при совке, работают на пределе сил и получают жалкие крохи, если получают. Никто уже не питает иллюзий по поводу самодостаточности и самостоятельности «республик». Даже сам А.Захарченко во время своей «прямой линии» с харьковчанами неохотно признался: «Мы без России никогда не сможем стать самодостаточным государством. Мы во многом зависим от тех гумконвоев и помощи, которую оказывает нам Российская Федерация. Без этого мы бы просто не прожили». Кроме того, многие жители оккупированных территорий сами подсели на «гуманитарную иглу». Большинством помощь различных волонтёров, фондов и гуманитарных организаций воспринимается теперь как должное. Например, руководитель организации «Донецкий городской волонтерский центр» Дмитрий Чернышев говорит: «Люди должны понимать, что не нужно сидеть и ждать волшебника на голубом вертолете. Если нужна помощь, то надо самоорганизовываться».
Соревнование по принципу «больше, сильнее, лучше» тоже присутствует в «республиках». Чего стоит постоянные сравнения цен в Украине и «Л/ДНР»! Хоть рубль и становится постепенно основной денежной единицей в ОРДЛО, но гривна сохраняет свои позиции на рынках, так как много товара привозится с Украины. Например, петербургский литератор Андрей Антонов, который посетил Донбасс в июне 2016 года, отметил: «Продукция предприятий Донбасса не находит сбыта и не принимается Россией. На Луганщине, по сравнению с 2015 годом, пенсионеры стали получать пенсии, хотя их размер крайне низок 2-4 тыс. руб., а бюджетники получать зарплату, но также весьма низкую 5-6 тыс. руб. В Донецке с продуктами проблем нет, но цены кое-где даже выше питерских».
Опять же, вспоминая СССР, хочется напомнить, что даже в «развитом социалистическом обществе» не все были довольны той участью, которую им уготовила партия. Например, в 1962 году в Новочеркасске (Ростовская область) изголодавшие рабочие подняли бунт, на подавление которого были подняты подразделения внутренних войск. В результате этого восстания погибло 23 человека, многие были осуждены и попали в лагеря. Это не единственный случай проявления народного гнева. Таких случаев множество, только про них не рассказывали в школах (http://foto-history.livejournal.com/5565588.html).
В ОРДЛО ситуация так же повторяется. Люди, уставшие от войны и от пустых обещаний, начинают возмущаться. Например, в конце 2014 года прошли «голодные бунты» в Стаханове, Антраците, Макеевке, Амвросиевке, Торезе, Шахтерске, Алчевске и других городах «республик». В 2016 – забунтовали шахтёры Тореза и «Селидоугля», провели забастовки железнодорожники, требующие выплаты зарплат или переводы их на обеспечение Украиной, в Ясиноватой жители прогнали П.Губарева, которого Захарченко хотел назначить мэром города. Таких случаев множество. К людям приходит осознание, что создание «республик» это изначально утопическая идея, обречённая на провал, а их жители – разменная монета для богатых и влиятельных людей.
СССР был великой страной, но это прошлое, которое должно остаться в прошлом. В советской истории было много отвратительных и кровавых страниц, которыми нечего гордиться. И нужно это признавать. Общество должно развиваться, стремиться к лучшему, а не ностальгировать по былым достижениям. Дважды в одну реку не войдешь, а старики не станут опять молодыми. И СССР тоже не вернёшь, а если попытаться его возродить, то вместе с идеальной жизнью, которую пропагандируют на голубых экранах также вернутся и кровавые стражи. У каждой медали есть две стороны.