В свете недавнего трагического случая, произошедшего в Киевской области, задумался о том, как с этим справляются в мире, и что мы можем предпринять у себя.
Существует множество гаджетов, контролирующих состояние водителя за рулем, но предназначены они лишь для того, чтобы резким звуком разбудить водителя, если тот начинает клевать носом. В таком случае, он может выпить кофе или поспать полчасика, но кардинально проблема этим не решается. Действие кофе или энергетика вскоре улетучивается, а от короткого сна спать хочется еще больше.
Таким образом, вывод напрашивается сам собой: лучший способ предотвратить засыпание за рулем – это высыпаться.
Как и во всем мире, в Украине существуют правила режима труда и отдыха водителей. В украинских правилах оговорено, что ежедневная продолжительность управления транспортным средством не должна превышать 9 часов, а за этим должен следовать отдых в течение 11 часов. Кроме того, через каждые 4,5 часов непрерывного вождения, водитель должен делать перерыв на 45 минут.
Также, для контроля режима сна и отдыха водителей, каждое большегрузное транспортное средство в обязательном порядке должно быть оснащено тахографом. Это своеобразный «черный ящик» для фур, который записывает, с какой скоростью дальнобойщик ехал, сколько был в пути и сколько отдыхал. Данные прибора в любой момент может затребовать дорожный патруль, а распечатки с него можно, в случае чего, предъявлять в суде.
Во многих странах для дальнобойщиков на трассах, через определенные промежутки, оборудованы кемпинги, где они могут бесплатно или недорого принять душ, перекусить и поспать. Подобные локации планируем построить и у нас в Киевской области. Это будут объекты площадью 2-3 га, расположенные в 3-5 километрах от Киева на основных магистралях, где, кроме площадок для отстоя фур, будут располагаться санузлы, душевые, пункты общественного питания и места для отдыха водителей. Это позволит решить сразу три задачи: разгрузит и без того перегруженные дороги столицы, даст возможность дальнобойщикам отдохнуть, тем самым уменьшив риски ДТП с их участием, и, благодаря расположенным там инфраструктурным объектам, положительно повлияет на экономику области.
Еще одним важным аспектом считаю моральную зрелость водителя-дальнобойщика. Он должен осознавать всю ответственность, которая на нем лежит, не лихачить, не куражиться на дороге и понимать, к каким последствиям это может привести. Перевозчикам следует очень внимательно относиться к подбору персонала.
Ежедневно по отечественным трассам ездят тысячи фур, и хотелось бы верить, что за рулем сидят отдохнувшие, адекватные и внимательные водители. А это, как показывает мировой опыт, вполне возможно контролировать.