Сама по себе обозначенная дисциплина представляется автору вполне самостоятельным синтетическим учебным курсом, в котором на основе общепринятого понимания жизнедеятельности человека как таковой, следует рассмотреть тормозящие и приводящие к непременному дискомфорту факторы разнообразного характера, причем этот дискомфорт в общем случае может носить характер физического неудобства вплоть до физической непереносимости, но может приобретать и черты психологической или умственной непереносимости.
Существующая дисциплина БЖД ограничивается лишь описанием предотвращения или преодоления физиеского дискомфорта, не затрагивая многие асперкты профилактики духовной непереносимости, но это уже предмет другого анализ, нам же придется ограничиться анализом существующего явления.
Но пора уже и назвать все уже существующие в учебных планах дисциплины группы БЖД, что и показано на рис.2. На первый взгляд, указанный перечень не может быть осуществлен в пределах одного учебного плана, но, как минимум, три из пяти дисциплин перечня можно встретить во всех учебных планах специалистов.
Если под жизнедеятельностью понимать обеспечение осуществления естественных функций живого организма (автор не дает определения, а лишь высказывает свое понимание термина), то для человека это будет и бодрствование, и сон, т.е. все время жизни. В этом случае безопасность жизнедеятельности будет как профилактика нежелательных ситуаций, так и ликвидация их последствий. Именно поэтому нужно классифицировать (рис.1) виды опасности для отправления жизнедеятельности, способные как уменьшить комфортность существования, так и само существование.
Охрана труда – это дисциплина, посвященная изучению государственных актов, направленных на обеспечение безопасной трудовой деятельности и на компенсацию и ликвидацию возможных нарушений этой безопасности.
Охрана труда в отрасли – это дисциплина, посвященная тому же самому, но уже отраслевого уровня, с учетом отраслевых возможностей.
Гражданская оборона – это дисциплина, изучающая меры по сохранению жизнедеятельности при условии применения оружия массового поражения (ядерное, химическое, биологическое, климатическое оружие), а вот гражданская защита как учебная дисциплина изучает меры, которые может принять население при осуществлении опасностей, поименованных на рис.1, хотя в учебниках вряд ли можно встретить описание защиты от опасных деяний политиков и служителей конфессий.
Таким образом, перечисленные учебные дисциплины являются просто некими нечеткими разделами одной вполне цельной синтетической дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Однако вместо создания стройной системной модели изучения жизнедеятельности и ее безопасного отправления куда проще не утруждать себя, придать отдельным проблемам статус учебной дисциплины и продолжать засорять учебный процесс массовым агрессивным потоком ненужной информации.
Причин такого «замусоривания» учебного плана несколько:
1. Амбиции отдельных лиц, имеющих возможность влиять на подписантов типового учебного плана, рекомендуемого для внедрения в учебный процесс вузов;
2. Отсутствие финансирования научного подхода к составлению учебных планов с учетом последовательности обучения, интеграции научного знания и межпредметных связей;
3. Желание увеличить число зачетов и экзаменов в меркантильных целях;
4. Отсутствие ответственности за свои деяния чиновников – подписантов учебных планов.
Можно придумать еще множество причин, но главными, на наш взгляд, остаются перечисленные.
«Размножение» учебных дисциплин в учебном плане в большинстве случаев не оправдано. Это хорошо иллюстрирует показанный пример. Однако выхода из этой ситуации найдено не будет, пока не будут устранены перечисленные причины.
Следует заметить, что этот вопрос не имеет отражения в проектах законов о высшем образовании, поэтому, в частности, предлагаемые проекты даже после принятия останутся «однодневками». Будущее будет несколько иным, нежели предписано проектами законов.